ЛА-7 самолет: модель истребителя

«Тип 45»

Решение о начале серийного производства самолета «Эталон» 1944 года, который к тому времени уже получил собственное название Ла-7, было принято еще до утверждения акта госиспытаний. Постановлением ГКО от 15 марта было предписано перейти к производству Ла-7 с мая 1944 г и без снижения достигнутой скорости доставки истребителей. Московский завод No. 381 выполнила заказ точно в срок. Затем, в июне, горьковские авиастроители начали осваивать Ла-7. В ноябре полного перехода завода нет. 21 с Ла-5ФН на Ла-7. Здесь производственники прозвали Ла-7 «тип 45»; их серийные номера начинались с этой комбинации цифр. В Горьком серию пересчитали, а в Москве продолжили нумерацию серии Ла-5ФН.

Серия Ла-7 имела много отличий от Ла-5ФН. Переделка носовой части центральной секции позволила сохранить одинаковый аэродинамический профиль на всем ее размах. Это уменьшило сопротивление и немного увеличило подъемную силу. Центральная часть залаза была теперь полностью металлической, с каркасом из профилей и металлической оболочкой. Деревянная обшивка под ним была удалена, а фонарь кабины был оснащен противокапотным каркасом, в который вставлено пуленепробиваемое стекло для защиты пилота сзади. Пуленепробиваемое лобовое стекло было выполнено сплошным, из цельного куска. Видоискатель опускается на 30 мм.

Серийный самолет

Серийный истребитель Ла-7

Существенно изменилась установка мотоцикла: в нем были использованы все новинки, испытанные на опытных машинах. Воздух для компрессора всасывался через окна в носовой части центроплана слева и справа от фюзеляжа; от них вверх шли симметричные рукава, соединенные далее в одно. Исключение коробки над капотом, характерное для Ла-5ФН, улучшило обзор вперед из кабины. Боковые ребра, регулирующие выход охлаждающего двигатель воздуха, были укорочены по высоте и сдвинуты вверх. Это исключило сваливание из центроплана при полностью открытых закрылках и положительно сказалось на скорости набора высоты и маневренности самолета. Вместо прежних 10 выхлопных труб было сделано 14: по одной на цилиндр; но только пять из них находились под щитком управления. Доработана адаптация закрылков двигателя АШ-82ФН. Храповик автоматического запуска на ступице гребного винта был удален, двигатель запускался только сжатым воздухом. Маслоохладитель располагался под фюзеляжем за шасси No. 5 в профилированный швеллер и аккуратно приклеен снаружи. На стыке с фюзеляжем выполнен паз (слив) для предотвращения разрыва пограничного слоя воздуха на нижней поверхности фюзеляжа. В противном случае из-за срыва эффективность радиатора снизится примерно на 20%.

Истребитель Ла-7 из первой серии

Истребитель Ла-7 из первой серии

Основное шасси было удлинено на 80 мм, а хвостовое, наоборот, укорочено. Это увеличило угол наклона капота. Теперь стало возможно более резко дросселировать при взлете и более мощно тормозить при приземлении. Закрепленные на фюзеляже ограждения при убранном шасси полностью закрывали нижнюю часть колес основных стоек, улучшая их аэродинамику. Доработан механизм очистки костыля. Костыль больше не складывался самопроизвольно при приземлении и не падал в полете, как у Ла-5ФН.

Серийное производство самолетов семейства Ла-7

Год Фабрика 1944 гр. 1945 гр. 1946 г. Всего
Один тип п. 21 год 1558 2594 53 4205
Ла-7 № 99 40 210 250
п. 381 638 660 1298
УТИЛ-7 п. 21 год 205 377 582

Уменьшены зазоры между стояками и стабилизатором, а также между рулем направления и килем. Управление рулем высоты было упрощено за счет увеличения аэродинамической компенсации руля направления и изменения передаточного числа с помощью ручки. Сама ручка лишилась «руля» сверху. В кабине переставили приборную панель, оборудовали ультрафиолетовой подсветкой. Шкалы приборов, окрашенные специальной краской, теперь светились в темноте при зажжении невидимой для глаз пилота лампы. Радиостанцию ​​отодвинули назад, поместив за бронированную спинку кресла пилота; им управляли дистанционно. Улучшена герметизация кабины, особенно вдоль шасси № 1, отделяющего его от моторной группы. Кроме того, были внесены различные изменения в бензиновую систему, герметизацию отдельных агрегатов, лучшую адаптацию люков, установили обтекатели в вырезы для кронштейнов рулевого колеса.

Серийные истребители имели более низкие летные характеристики, чем «стандартные». Это выяснилось при испытаниях машины основной серии в НИИ ВВС в августе 1944 года. Через месяц туда для контрольных испытаний прибыл еще один Ла-7. Ни один из них не смог развить скорость выше 658 км / ч. Помимо отсутствия скорости, недостатками считались перегрев двигателя при длительном наборе высоты и постоянно высокая температура в салоне. Практически такие же претензии высказывались и во время войсковых испытаний в сентябре-октябре 1944 года. Самолеты-участницы (московские и горьковские, выпущенные в июне-августе того же года) развивали максимальную путевую скорость при номинальном режиме работы двигателя 578 км / ч ч, а на форсаже — 644 км / ч, на 2-й высотной границе (5900 м) — 658 км / ч. Время набора высоты 5000 м — 4,95 мин, разворот на высоте 1000 м — 20 с, набор высоты в боевом развороте — 1400 м. Оказалось, что по всем летным данным серийные машины значительно уступали «образцу 1944 года». Пилоты жаловались на жар в кабине, плохую вентиляцию, слишком тугое управление рулем направления. Эти недостатки были устранены значительно позже, практически до того, как истребитель был снят с производства.

Истребитель Ла-7 выпущен в конце 1944 г

Истребитель Ла-7 выпущен в конце 1944 г

Ла-7 стал первым отечественным серийным истребителем, оснащенным пылевым фильтром. Его разработали отдельно конструкторы заводов No. 21 и п. 381. Лавочкин сравнил оба варианта и выбрал второй. При взлете и посадке воздухозаборники перекрывались закрылками, а воздух в двигатель подавался из карманов на нижней поверхности центральной секции, закрытых снаружи тонкой сеткой. Срабатывание амортизатора было механическим от рамы: колеса выдвинуты — амортизатор закрыт. С июля 1944 года эта конструкция была внедрена на истребителях московского производства. Использование фильтров значительно продлило срок службы двигателей. В конце войны это становилось все более важным: превосходство в воздухе было уже установлено, потери уменьшались, машины жили дольше и дольше.

Предложенные фильтры оказались не лишенными недостатков. Например, закрылки располагались в глубине канала и при взлете перед ними накапливалась пыль, которая затем «залпом» попадала во впускные патрубки проема. Впоследствии на заводе № 21 был предложен другой вариант. Теперь, после закрытия створок форсунок, воздух втягивался через два прямоугольных окна в верхней части капота. Окна тоже были закрыты сеткой. После взлета эти окна уже были закрыты створками, а главные форточки были открыты. Здесь требовалось более сложное срабатывание клапанов — они работали от гидросистемы рамы. Но воздух забирался сверху, где пыли было меньше. Новые фильтры появились на серийных истребителях с марта по апрель 1945 года.

Истребитель

Истребитель Ла-7 с тремя орудиями

В этот же период была улучшена масляная система. Для исключения вытекания масла через слив в систему был введен бачок масляного поддона. Постепенно производство Ла-7 увеличивалось. К концу 1944 года в советские ВВС ежедневно поступало по 20 новых боевых машин. Поэтому завод n. 99 г. Улан-Удэ началось серийное производство истребителя. В 1944 году три завода поставили на фронт более 2200 Ла-7. Это был большой успех для отечественного авиапрома, но это не означало, что его можно ограничить достигнутым: практически все выпускаемые машины имели старое вооружение в виде двух орудий СП-20 (ШВАК). Трехорудийные истребители УБ-20 строились на единственном заводе No. 381. С марта 1945 года было произведено 368 таких самолетов. Пушки УБ-20 выстраивались без движения по оси самолета. Там, где находились два ящика с патронами, монтировалось три из них. Чтобы максимально использовать пространство и не уменьшать боекомплект каждого ствола, их форма была сложной; все три коробки стали разными по форме. Но в каждом было одинаковое количество патронов: по 130 штук.

Схема установки трех пушек УБ-20 на Ла-7:

Схема

1 — патронник левого пистолета; 2 — коробка для средних пистолетных патронов; 3 — гибкая лента;
4 — патроны; 5 — патронный ящик; 6 — втягивающее устройство подключения правого пистолета; 7 — ствольная втулка правого пистолета

Конструкторы пробовали другие варианты оружия. Опытные образцы Ла-7 были построены с двумя синхронными 23-мм пушками НС-23С и тремя 20-мм пушками СШ-20. Последние испортились тем, что были легче ШВАК и к тому же имели запас двустороннего скотча; а второй залп увеличился в полтора раза. Но после летных испытаний военные отказались от этих орудий из-за недостаточной надежности, испытания машин были остановлены. Также пытались установить на Ла-7, разработанном под руководством Б.Г. Шпитального, три 23-мм пушки, но после появления опытного самолета «126» с четырьмя НС-23С работы в этом направлении были остановлены. Спереди, основными недостатками Ла-7 были жар в кабине, асинхронный выпуск предкрылков, слишком тяжелое управление рулем направления, неудобные педали и ремни крепления. Летные характеристики и огневая мощь самолета в целом устраивали пилотов, хотя трехорудийных истребителей было немного, а скорость серийного Ла-7 все же была ниже, чем у прототипа. В частности, контрольных испытаний нет. 45212225 1945 г выявил снижение максимальной скорости от «стандарта 1944 г.» на уровне 28 км / ч.

В 1945 г вышло специальное постановление ГКО о не устраненных неисправностях Ла-7. 14 ноября в НКПД прошло совещание по этому поводу. На данный момент завод нет. 21 изготовила три модифицированных машины с улучшенной теплоизоляцией и передала их НИИ ВВС. Но там их даже не испытали: заметив некачественное производство, самолеты вернули Горькому. На митинге в НКАП сам Лавочкин защищал свой истребитель. Из стенограммы его выступления видно, что из десятка дефектов, зафиксированных в постановлении ГКО, он считал высокую температуру в салоне самой значительной. Остальные можно было бы оценить как мелкие. Девять из них, требовавшие вмешательства конструкторов, были незамедлительно устранены в то время, что также облегчило управление рулем и снизило нагрузку на педали. Осталась доля производственных рабочих, связанных с производственными ошибками. К ним относятся, например, асинхронный прогиб ламелей. Осенью 1945 года завод также столкнулся с этим недостатком.

Истребитель Ла-7

Истребитель Ла-7 с тремя пушками УБ-20 и радиокомпасом РПКО-10М

С августа 1945 года на авиазаводы стали поступать усовершенствованные двигатели АШ-82ФН, ресурс которых увеличился в полтора раза, до 150 часов. Но эти истребители не добрались до фронта, и в кабине все еще было тепло. Эта проблема была решена лишь частично после последующих исследований самолета в аэродинамической трубе ЦАГИ. Самая большая вещь, которую удалось сделать отрасли, — это поддерживать температуру в салоне от + 15 ° C до + 30 ° C.По сравнению с 50-градусным нагревом автомобилей предыдущей серии, выпущенных во время войны, это было значительным улучшением. Но в конце 1945 года производство истребителей было постепенно свернуто. На тот момент всего три завода выпустили 5905 Ла-7, включая двухместные учебно-тренировочные машины. В 1946 году было выпущено несколько одноместных истребителей, чуть более полусотни, и только на заводе № 21. Два других предприятия полностью прекратили производство Ла-7. Производство завершилось сборкой двухместного учебно-тренировочного самолета УТИЛ-7 в Горьком

Недостатки

Осталось много проблем. Отсутствие вентиляции и охлаждения двигателей довело температуру в кабине до +40 градусов, что вкупе с невыносимым запахом горящей резины и горючих газов снизило работоспособность водителей.

Во время выполнения маневров водителю приходилось серьезно работать физически, чтобы поддерживать машину.

К этому пришлось добавить неудобные погоны, которые усугубили ситуацию.

Были вопросы по конструкции педалей. Но эти проблемы кажутся незначительными недостатками на фоне производственных дефектов. Выпускается заводским номером. 21 января у самолета сломана обшивка крыла.

Несколько самолетов разбились, пока опытный пилот не смог посадить его на землю, когда машина была деформирована.

Так инженеры смогли найти проблему. Случилось так, что лопасти гребного винта были отрезаны, двигатели были разрушены. На заводе не все рабочие обладали соответствующей квалификацией, многие аварийные ситуации стали следствием банального непрофессионализма.

был ли этот самолет лучшим с советской стороны, сказать сложно. Однако важность достижений Лавочкина и его команды трудно переоценить.

Это огромное количество жизней и ресурсов, которые позволили приблизить время Победы.

Боевой опыт

ЛА-7 — самолет, на котором И.Н. Кожедуб — легендарный летчик, трижды Герой Советского Союза. Он начал свой боевой путь за штурвалом ЛА-5, на котором сбил несколько десятков самолетов. Пересаживаясь на ЛА-7, Кожедуб уничтожил 17 немецких истребителей, победно завершив боевые вылеты в боях под Берлином.

Активное боевое применение самолета началось в июне 1944 года. Этот истребитель получил высокую оценку в гвардейских полках советской авиации. А.И. Покрышкин — ас, трижды Герой Советского Союза. На этом самолете он сбил 17 немецких истребителей, в том числе самолет «Мессершмитт-262». Великий советский летчик считал ЛА-7 образцом отличной маневренности, скорости и мощи вооружения: все это идеально сочеталось с любимой «формулой» аса: «скорость, маневренность, огонь».

Вооружение

Боевая техника самолета ЛА-7 включала, как правило, две пушки типа ШВАК 20 мм или три того же калибра типа Б-20. Они смогли предотвратить попадание пуль в лопасти винта, благодаря установленному на них гидромеханическому синхронизатору. Боекомплект для пушки ШВАК обычно составлял 200 патронов на каждое оружие. Кроме того, боекомплект дополнялся бронебойно-зажигательными снарядами (пробивающими броню до 22 мм с дистанции 100 м), а также зажигательно-осколочными снарядами. Бомбы (до 100 кг на каждое крыло) могли устанавливаться под крыльями самолета. Чаще всего это были пули типов ФАБ-50 и 100, ЗАБ-50, 100 (индекс указывает на массу бомбы — 50 или 100 кг).

Летно-технические характеристики самолетов Ла-7

  • Двигатель: типа АШ-82ФН
  • мощность, л.с.: 1850
  • Размах крыльев, м .: 9,8
  • Длина самолета, м: 8,67
  • Высота самолета, м: 2,54
  • Площадь крыла, кв.м .: 17.59
  • Вес (кг:
  • пустой самолет: 2605
  • нормальная взлетная: 3265
  • Максимальная скорость, км / ч:
  • на берегу: 592
  • на высоте: 652
  • Скорость подъема на уровень моря, м / с: 18,52
  • Время всплытия 5000 м, мин: 5,0
  • Практический потолок, м: 10750
  • Автономность, км .: 820

Боевое применение

Описание особенностей Ла-7 говорит само за себя. Доработки позволили ввести новые тактические варианты решения боевых задач на Ла-7.

Теперь советские истребители могли быстро перемещаться по вертикали, отпала необходимость в выходе всей группы на высоту. Это было главной причиной того, что Ла-7 неизменно вступал в бой с вражеской техникой и старался его избежать.

Если FW-190 еще мог взлетать на малой высоте при снижении и экстренном торможении, то только благодаря усилиям советских летчиков по уходу за своими машинами.

Лобовые атаки FW-190 практически не проводились, Me-109G вышли из боя.

Теперь настала очередь советских летчиков успешно бороться с численно превосходящим противником. 7-я не только развивала высокую скорость в гору, но и умудрялась держать ее в поворотах, в поворотах. Маневренная машина защищала группу или объект на земле.

Отличный исследователь, вольный охотник и даже бомбардировщик, при необходимости самолет стал использоваться при постановке боевых задач для различных групп войск.

По фактам боев, отзывам летного состава, самолету на тот момент не было равных в бою на высоте до 5000 метров.

Кроме того, мне просто не пришлось экспериментировать.

Конструкторский гений

Создателем ЛА-7 руководил Семен Алексеевич Лавочкин. Имеет золотую медаль, в 1918-1920 годах служил в рядах Красной Армии и пограничных войск. Затем учился в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана), где получил специальность инженера-авиамеханика. Тема его диссертации была связана с разработкой бомбардировщика.

Чертежи Ла-7

Семен Алексеевич начал работать в авиастроении в конце 1920-х годов, сначала занимаясь проектированием самолетов для флота СССР, затем перейдя к истребителям. Во второй половине 1930-х годов, когда в мире уже наступило беспокойство, Советское правительство решило обратить особое внимание на развитие ВВС Красной Армии. Сначала Лавочкин вместе с С.Н. Люшиным создал самолет ЛЛ-1, вооруженный динамо-реактивными пушками. Впоследствии появился прототип И-301, содержащий выдающиеся конструкторские чертежи. Своим появлением ЛА-7 обязана конструкторским усилиям Семена Алексеевича тех лет.

Описание конструкции

Оптимальные габариты самолета Ла-7 и его конструктивные характеристики позволили говорить о важном шаге вперед в строительстве советских самолетов.

Об этом говорят следующие данные:

Размах крыльев 9,8 м
Длина 8,67 м
Высота 2,54 м
Площадь крыла 17.59 кв.м
Масса
Пустой 2 605 кг
Снять 3265 кг
Тип двигателя 1 ПД Шевцов АШ-82ФН
Сила 1 х 1850 л.с
Максимальная скорость
На земле 597 километров в час
Вверх 680 километров в час
Практический диапазон 635 км
Максимальная скорость подъема 1111 м / мин
Практический потолок 10 750 м
Экипаж 1 человек
Вооружение три 20-мм пушки УБ-20 или две 20-мм пушки ШВАК
+ до 200кг бомб

Топливо распределялось по трем бакам.

Общий запас топлива истребителя Ла-7 составлял 466 литров, при этом центральный бак вмещал 170 литров, консольные баки — по 148 литров каждый.

7 готово

Сами баки были металлическими, но защищены слоями резины в количестве 5 штук. Также использовалась специальная система нейтрализации выхлопных газов. Заправка осуществлялась через специальные горловины, расположенные в верхней части консолей крыла.

О пушках сказано много, но подкрыльные бомбодержатели упоминаются редко. Использовались зажигательные вещества ФАБ-50, ФАБ-100 или ЗАБ-50, ЗАБ-100. Для стрельбы и бомбометания установлен одиночный прицел ПБП-1В.

Пытаясь прибавить скорости, перенесли радиостанцию ​​в хвостовую часть фюзеляжа, антенную мачту полностью вынули из конструкции. Результатом стало небольшое преимущество в скорости, но значительное уменьшение дальности радиосвязи.

История появления

LA-7 стал результатом технологической эволюции ряда различных самолетов. Самыми первыми появились истребители ЛаГГ-2 (разработки 1939 г.) и ЛаГГ-3 (1940 г.). В их создании также приняли участие дизайнеры М. Гудков и В. Горбунов. Второй истребитель мог летать со скоростью 600 км / ч, что намного быстрее немецких самолетов этого класса. Но он был тяжелым: на 600 кг больше, чем у Як-1. Маневренность и скорость набора высоты ЛаГГ-3 оставляли желать лучшего.

В 1942 году появился ЛА-5 с более легким двигателем, отлично зарекомендовавший себя в Сталинградской битве. Новый самолет превосходил «Мессершмитт», имел две 20-мм пушки и оказался эффективнее «немца» с одной пушкой, дополненной двумя пулеметами.

Самолет Ла-7

В 1943 году во время боя под Курском в авиацию страны поступили истребители нового поколения — ЛА-5ФН с форсированным двигателем, меньшей массой и более простым управлением. Даже более поздний немецкий «Фокке-Вульф-190» не мог конкурировать с этим советским самолетом. И, наконец, в конце 1943 года появилась новая модель — LA-7. На нем по сравнению с предыдущим истребителем появилась третья пушка, и самолет мог даже развивать скорость 680 км / ч.

Конструкция истребителя Ла-7

Ла-7 построен по аэродинамическому принципу свободнонесущего самолета с низкорасположенным крылом. Фюзеляж полумонокок, крыло оснащено автоматическими лопастями. Рама трехколесного велосипеда с убирающимся хвостовым колесом. Силовая установка представляла собой радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения АШ-82ФН с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-105В.

Сравнение с аналогами: теория и практика

Самолет ЛА-7, фото которого есть в большинстве советских учебников по авиации, часто воспринимается как намного более совершенный истребитель, чем его немецкие аналоги — FW-190 и «Мессершмитт-109». При этом сами летчики утверждали, что бороться с немецким самолетом было очень сложно. Например, по мнению некоторых советских асов, «немцы» могли пикировать гораздо лучше, чем эта машина. Поэтому, как правило, только самые опытные летчики советских ВВС могли выиграть дуэль, если противник выполнял такие трюки.

Самолет Ла-7 фото

Но, что особенно важно, в этих случаях LA-7 дала ему преимущество благодаря резкому увеличению скорости. Сумев быстро подобраться к немцу, можно было атаковать врага. В то же время показатели радиуса разворота (горизонтальной маневренности) ЛА-7 позволяли говорить о превосходстве над немецкой авиацией. Это было связано с меньшей нагрузкой на крыло советского истребителя — около 190 кг / м2. (когда у «немца» больше 200 кг / м2). Таким образом, LA-7 совершал разворот на 3-4 секунды быстрее, чем, например, «Фокке-Вульф».

Модификации

Вопреки ожиданиям, при первоначальном серийном производстве от трех пушек УБ-20 было решено отказаться, так как они не прошли испытания и имели некоторые дефекты. Мы ограничились серийным вооружением, двумя орудиями СП-20 на 340 зарядов. Новинка была представлена ​​в 1945 году, поэтому после доработки, так как в первоначальном варианте выстрелы снарядов повреждали при катапультировании консоль и оперение.

К сожалению, уже через месяц после начала серийного производства было обнаружено: опытный эталонный образец лучше серийных.


Первый серийный экземпляр Ла-7

Индустрия находилась на таком низком уровне, что не могли полностью воспроизвести точный и изящный дизайн. Потребовались корректировки производственного механизма, регулярные контрольные испытания для поддержания высокого качества машин, отправляемых на фронт.

В июле 1944 года на советских самолетах впервые был внедрен пылевой фильтр. Описание характеристик Ла 7 убеждает в том, что такие машины способны жить долго, поэтому условия эксплуатации двигателя стали проблемой. Фильтр был не идеален, но разница во времени работы была значительной.

В марте-апреле 1945 года одновременно были внесены изменения в конструкцию фильтра и масляную систему. С марта завод нет. 21 выпущено 368 машин с тремя новыми орудиями, которые конструкторы планировали установить еще год назад.


Ла-7 с тремя пушками

Осталось несколько машин с новым вооружением, и проверка серийных и эталонных образцов снова показала снижение скорости прежних, на этот раз на 28 км / ч.

Новый двигатель АШ-83 в августе увеличил мощность в 1,5 раза. К тому времени война закончилась, и эти самолеты не долетели до фронта. Постепенно сокращалось количество выпускаемых истребителей. Самолет стал испытательной машиной для исследования летной техники.


Снаряжение спартанского пилота

После пятой версии машина УТИЛ 7, одноместный и двухместный учебно-тренировочные самолеты, всего 1946 года выпускались для обучения новых пилотов, прошли госинспекцию.

Оцените статью
Блог про коллекции DeAgostini