Mitsubishi A6M Reisen: японский истребитель

Модификации самолета А6М

Самолет А6М стал самым массовым истребителем, произведенным в Японии во время Второй мировой войны. Как и почти все машины, выпускавшиеся сравнительно долгое время, самолеты этого типа постоянно совершенствовались, что привело к появлению большого количества модификаций. Остановимся на них подробнее.

  • A6M2 Model 11 — первая серийная модификация Reisen. На конец ноября 1940 года было выпущено 64 самолета (в том числе 15 опытных машин). Начиная с 22 единиц, на A6M2 Model 11 устанавливали усиленный лонжерон основного крыла.
  • A6M2 Model 21 — первая по-настоящему массовая модификация Reisen, выпущенная в конце ноября 1940 года. За два года на заводах компании Mitsubishi было построено 740 самолетов, а на заводе компании Nakajima — около 800. От предшественников они отличались конструкцией законцовок крыла, которые складывались (вручную) для более удобного размещения на палубах авианосца. Начиная со 127 машин элероны оснащались закрылками.
  • A6M2-N — плавающая версия истребителя.
  • А6М2-К — вариант двухрядного строения. До 1945 года было выпущено 515 самолетов. В целях уменьшения массы с них сняли оружие.

a6m3 модель 32

Японский истребитель A6M3 Model 32, вид сбоку

  • A6M3 Model 32 — модернизированная версия с двигателем Nakajima Sakae 21 мощностью 1130 л.с и трехлопастным воздушным винтом с изменяемым шагом в полете.

С 4 экземпляров боекомплект 20-мм орудия увеличен с 60 до 100 патронов на ствол. За счет отказа от складывающихся законцовок размах крыла уменьшился с 12 до 11 м, а само крыло приобрело трапециевидную форму. Производство автомобилей этого варианта, характеристики которого практически не изменились, было начато в июле 1941 года. Всего было построено 343 истребителя A6M3 Model 32.

модель a6m3

Японский истребитель A6M3 Model 22, вид сбоку

  • A6M3 Model 22 — это следующая версия Reisen, производство которой началось вскоре после прекращения производства истребителей A6MZ Model 32. В Японии чрезвычайно большое значение всегда придавалось дальности полета, особенно после того, как японцы потеряли четыре больших самолета авианосцы в битве за атолл Мидуэй и теперь истребители должны были действовать в основном из удаленных наземных аэропортов.

В связи с этим самолет модификации A6M3 Model 22 стали оснащаться крыльями версии A6M 2 со складывающимися законцовками, в которых размещались два дополнительных топливных бака емкостью 45 литров. Из-за этого дальность полета истребителей этой модификации была больше, чем у всех других серийных самолетов Reisen».

a6m3 модель 22

Японский истребитель A6M3 Model 22 с дополнительным топливным баком, вид сбоку

Три экземпляра были экспериментально вооружены 30-мм пушками Тип 97, но оказалось, что конструкция крыла не выдерживает повышенных нагрузок, и от идеи пришлось отказаться. Всего было выпущено 560 самолетов. Первый из них поступил в армию в конце 1942 года.

  • A6M4 Model 32 — это обозначение было зарезервировано для варианта, оснащенного экспериментальным турбомотором Nakajima Sakae. Даже машины не построили.
  • A6M5 Model 52 — еще одна модификация, призванная улучшить характеристики водолазов. В этом была еще одна слабость Racers, которая особенно ярко проявилась в ходе воздушных боев с новыми американскими истребителями Grumman F6F Hellcat и F4U Corsair».

a6m5 модель 52

Японский истребитель A6M5 Model 52, вид сбоку

Поэтому в новом самолете была существенно переработана конструкция крыла: усилена его конструкция, удлинены элероны и увеличена толщина обшивки.

a6m5 модель 52

Японский истребитель A6M5 Model 52 с удлиненной стойкой шасси, вид сбоку

Наконечники снова были овальными, но без механизма складывания. Двигатель остался прежним, но была улучшена выхлопная система. В результате модернизации максимальная скорость горизонтального полета увеличилась до 565 км / ч, а под водой — до 660 км / ч. С августа 1943 года выпущено 747 истребителей этого варианта.

a6m5a

Японский истребитель A6M5a Model 52A с дополнительным топливным баком, вид сбоку

  • A6M5a Model 52A — самолет этой модификации отличался от своих предшественников еще большей толщиной обшивки крыла, за счет чего скорость пикирования увеличилась до 740 км / ч, и новым пушечным вооружением — двумя пушками Tipo 99 Model 2 20 мм с 125 пуль на ствол.

a6m5a

Японский истребитель A6M5a Model 52A, вид сбоку

  • А6М5b Model 52В: при разработке этого варианта основное внимание было уделено повышению уровня безопасности. Топливные баки были оснащены автоматическими системами пожаротушения на основе углекислого газа, а переднее стекло кабины было заменено на 50-миллиметровый пуленепробиваемый стеклоблок. Для увеличения огневой мощи один из двух установленных в фюзеляже 7,7-мм пулеметов был заменен на 13,2-мм пулемет типа 3. Производство началось в апреле 1944 г. Всего было выпущено 470 самолетов.

a6m5b

Японский истребитель A6M5b Model 52B, вид сбоку

  • A6M5s Model 52C — улучшенная версия с усиленным вооружением, которое состояло из двух 20-мм орудий и трех 13,2-мм пулеметов (один в фюзеляже и два в крыле), дополнительно испытанного топливного бака емкостью 140 литров и броневой защиты кабины. Осенью 1944 года было построено 93 истребителя.

a6m5c

Японский истребитель A6M5s Model 52S, вид сбоку

  • A6M5-K — учебно-тренировочный самолет на базе A6M5. В начале 1945 года было выпущено 7 опытных образцов. Серийно эта машина не производилась, так как все силы и ресурсы были направлены на производство истребительной авиации.
  • A6M6s Model 53C — вариант с защищенными топливными баками и двигателем Nakajima Sakae 31 A с системой впрыска водно-метанольной смеси в цилиндры (мощность 1210 л.с.). На практике система впрыска оказалась очень ненадежной. Был изготовлен только один прототип.
  • A6M7 Model 63 — вариант, предназначенный для использования в качестве пикирующего бомбардировщика, способного действовать с небольших авианосцев. Стрелковое вооружение осталось таким же, как на самолете модификации A6M5s Model 52C, а вместо дополнительного подфюзеляжного бака был установлен механизм подвески бомбы массой 250 кг. Под крыльями подвешивались два бака емкостью 350 литров. Было выпущено небольшое количество самолетов этого варианта (точное количество неизвестно).

a6m7

Японский истребитель A6M7 Model 63, вид сбоку

  • A6M8s Model 64C — модификация с двигателем Mitsubishi Kinsei 62 мощностью 1560 л.с., за счет чего максимальная скорость увеличилась до 573 км / ч на высоте 6000 м. Стрелковое вооружение уменьшено — два пулемета от 13,2 мм и В пулеметы устанавливались два 20-мм пулемета. Из-за проблем с двигателем испытания двух прототипов, построенных в апреле и мае 1945 года, были отложены, поэтому к концу войны ни один из 6300 самолетов, заказанных военными, не был произведен.

a6m8

Японский истребитель A6M8s Model 64S, вид сбоку

Всего с 1940 по 1945 год было построено 10449 истребителей A6M Reisen различных модификаций (3879 на заводах Mitsubishi и 6570 на заводах Nakajima). К этому числу необходимо добавить 327 плавучих истребителей А6М2-Н и 515 учебных самолетов А6М2-К и А6М5-К.

Как уже отмечалось, боевой дебют Reisen оказался очень удачным. И в Китае, и на первом этапе боевых действий в Тихом океане A6M просто не было себе равных. Ни американцы, ни британцы не ожидали встретить столь грозного соперника, потому что до вступления Японии во Вторую мировую войну считалось, что японцы не могут проектировать и строить современные модели истребителей.

Высокие характеристики Reisen, прежде всего высокая огневая мощь и отличная маневренность, вкупе с высоким уровнем подготовки пилотов, многим из которых удалось приобрести значительный опыт в боях во время японско-китайского конфликта, позволили японским пилотам добиться множества блестящих побед. Существовал даже миф о непобедимости Рейзенов или, как их называли американцы, Зики (сокращенно от кодового обозначения Исикель). Но вскоре союзники определили уязвимости этих самолетов. Захватив на одном из Алеутских островов почти целую машину, совершившую здесь аварийную посадку, американцы перевезли ее в США и детально изучили.

В конце Второй мировой войны этот самолет уже был легкой добычей. Несмотря на то, что в руках опытного и опытного пилота, A6M был довольно грозным оружием в последние несколько месяцев сражений. Большинству выживших Рейзенов пришлось разделить судьбу многих других японских самолетов: стать самолетами-камикадзе.

Шаблон Митсубиси А6М5 Ноль
Экипаж, чел один
Длина, метры 9,12
Размах крыла, метры 11.00
Высота, метры 3,27
Площадь крыла, квадратных метров 22,44
Масса пустого, кг 1680
Нормальная взлетная масса, кг 2410
Максимальный взлетный вес, кг нет данных
Мотор Накадзима сакаэ
Мощность двигателя, л.с. 1 х 1130
Максимальная скорость, км / ч 565
Крейсерская скорость, км / ч нет данных
Практическая автономность, км 1580
Практический потолок, метров 11140
Вооружение, пистолеты, мм 2 х 20 тип 99
Вооружение, пулеметы, мм 2 x 7,7 Тип 97
Вооружение, бомбы, кг 120

 

Рождение серии A6M


Внедрение истребителя-авианосца Тип 96 (Mitsubishi A5M «Claude» = «Claude»), низкоплан с обтекаемым шасси, в то время как USN принял на вооружение свои первые F3F-1, убирающиеся бипланы и самолеты Королевского флота, которыми они все еще оставались. Полеты на Hawker «Нимрод», реактивный истребитель со стационарным шасси со скоростью 291 км / ч, дал IJN явное преимущество. С намерением сохранить его, штаб японского военно-морского флота отправил Mitsubishi Jukogyo KK и Nakajima Hikoki KK 19.05.37 с их предварительными техническими условиями на истребитель для авианосцев программы 12-Shi (это означает, что спецификация была выпущена в 1937 году, что соответствует 12 годам эры Сёва, как называлось правление Его Императорского Величества Хирохито). Вспыхнувшие боевые действия между Японией и Китаем 7 июля 37 г дали новый импульс программе, и компания Mitsubishi решила приостановить работу над своей программой пикирующих бомбардировщиков 11 Shi, которая на тот момент была почти завершена, чтобы сосредоточиться на более необходимых истребитель проект. Для работы над этим проектом компания Mitsubishi назначила команду во главе с Дзиро Хорикоши (за помощь в подготовке этого профиля мы глубоко благодарны), в которую входят Ёситоше Соне и Ёсио Йошикава (строительство), Шотаро Танака и Деничиро Иноуи (электростанция), Теруо Тодзё (силовая команда), Садахико Като, Такэёси Моро и Ёсими Хатакенака (шасси, оружие и снаряжение).

В октябре 1937 года IJN, в свете боевых отчетов из Китая, ужесточил свои спецификации и требования, в том числе:

  1. максимальная скорость 446 км / ч на высоте 4000 м;
  2. набор высоты 3000 м за 3 мин. 30 секунд.;
  3. продолжительность полета 1,2-1,5 часа на штатной мощности и 6-8 часов на экономичном режиме с незагруженными баками;
  4. вооружение — две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемета с подвеской двух 60 кг бомб;
  5. комплектное радиооборудование, включая радиокомпас.

Требования к характеристикам и оборудованию намного превосходили все ранее достигнутые в Японии, и команды разработчиков Mitsubishi и Nakajima столкнулись с очень сложной задачей. После технической оценки, проведенной 17.01.38 в компании Naval Aviation AI, Накадзима решил отказаться от участия в соревнованиях, оставив Дзиро Хорикоши и его команду компании Mitsubishi для решения этой, казалось бы, непреодолимой спецификации.

Чтобы удовлетворить растущие требования к полетным данным, необходимо было выбрать мощный двигатель с минимальным весом и в центре корабля, а поскольку в то время в Японии не было подходящего рядного двигателя с жидкостным охлаждением, три 14 Были оценены цилиндрические воздушно-радиальные двигатели воздушного охлаждения: Mitsubishi Zuisei 13 мощностью 875 лошадиных сил, 950 лошадиных сил Nakajima Sakae 12 и 1070 лошадиных сил Mitsubishi Kinsei 46. Кинсей крупнее и тяжелее, но в то же время мощнее. Однако из-за того, что флот настаивал на том, чтобы нагрузка на единицу мощности не превышала 2,5 кг / л.с., Zuisei 13 был наконец принят на вооружение, но на протяжении всего производства A6M Дзиро Хорикоши продолжал настаивать. Принятие Kinsei и его стойкость , хотя и слишком поздно, окупился, когда был заказан 6300 A6M8, оснащенный Kinsei 62. Также был рекомендован трехлопастной винт с постоянной скоростью типа Sumitomo-Hamilton, заменивший двухлопастной винт с изменяемым шагом, который IJN изначально склонялся во время летных испытаний. Большое внимание было уделено снижению веса, и был принят новый специальный алюминиевый сплав (ESD), созданный Sumitomo. С этой точки зрения следует отметить, что отсутствие у пилотов охраны и защитных танков, которое, особенно к концу войны, проявилось как основные недостатки самолета, не было недосмотром или полным игнорированием безопасность пилота. Имея только 1000 л.с., эту защиту нельзя было включить в конструкцию, но при этом она соответствовала требованиям к летным характеристикам и вооружению. В начале войны истребители дальнего действия были возможны либо за счет отказа от этих важнейших качеств, либо за счет использования двухмоторных самолетов. Этот последний подход к требованиям к дальности для Люфтваффе оказался дорогостоящим, когда их Bf 110 пришлось сопровождать одномоторными Bf 109 во время битвы за Британию. В то же время японский подход был оправдан успехом, достигнутым Formosa (ныне Тайвань) A6M2, действовавшим против американских войск на Филиппинах.

Основные модификации Мицубиси А6М «Зеро

  • А6М2 («Модель морского истребителя Тип 0 на базе авианосца 11») — предсерийный вариант. Двигатель «Сакаэ» 12 (940 л.с.). Вооружение — 2 крылатых орудия «Тип 99-1 Модель 3» (60 выстрелов на ствол) и 2 синхронных пулемета «Тип 97» калибра 7,7 мм (500 патронов на ствол); Возможна подвеска 2-х бомб по 30 кг или 60 кг под крылом и под фюзеляжем — 300 л ПТБ. Было выпущено 64 самолета.
  • A6M2 («модель 21») — введены складывающиеся законцовки крыла, внесено множество других изменений. Двигательная установка и вооружение соответствуют «модели 11». Произведено со второй половины 1940 года, было построено около 1540 самолетов (800 — «Мицуби-ши» и 740 — «Накадзима»).
  • A6M2-N («Морской истребитель-гидросамолет Type 2 Model 11») — гидрореактивный истребитель с трехпоплавковым шасси, разработанный компанией Nakajima по спецификации 16-C на базе A6M2. Вооружение и силовая установка соответствовали базовой модели. С марта 1942 года по июль 1943 года было выпущено 254 машины. В кодовой системе союзников она была обозначена как «Рут».
  • A6M2-K («Истребитель Тип 0 Модель 11») — двухместный учебно-тренировочный самолет, разработанный 21-м Омурским арсеналом. Установка аналогична А6М2, вооружение — 2 синхронных пулемета калибра 7,7 мм. Изготовлено 2 прототипа и 508 серийных самолетов, в т.ч. 236 из 21-го Арсенала (январь 1943 — октябрь 1944) и 272 (под обозначением «Модель 21») — у Hitachi с мая 1944 по июль 1945 года.
  • А6М3 («модель 32») — двигатель Sakae 21 (1130 л.с.). Кончики крыльев отрезаны. Вооружение — 2 крылатых орудия «Тип 99-1 Модель 4» 20 мм (боекомплект 100 патронов на ствол) и 2 синхронных 7,7-мм пулемета «Тип 97» (500 патронов на ствол); можно подвесить 2 бомбы по 30 кг или 60 кг. Построенный серийно с июля 1942 года, Mitsubishi выпустила 343 автомобиля; его также производила компания «Накадзима», но точное количество выпущенных им самолетов неизвестно. Первоначально обозначался союзниками как «Горб», но вскоре был изменен на «Зек 32».
  • А6М4 («модель 22») — в крыле установлены 2 дополнительных топливных бака по 45 литров, наконечники обычные. Компания Mitsubishi произвела 560 самолетов, в том числе несколько самолетов Model 22a (с пушками типа 99-2 с удлиненным стволом). Также производится компанией «Накадзима», но точное количество выпущенных самолетов неизвестно.
  • А6М5 («модель 52») — конструкция усилена для увеличения допустимой скорости погружения. Крыло снова сделали неразборным с использованием новых закругленных законцовок. Силовая установка и вооружение аналогичны А6МЗ. Осенью 1943 года компания Mitsubishi построила 747 автомобилей, количество произведенных Nakajima неизвестно.
  • A6M5a («модель 52а») — конструкция крыла снова усилена, боекомплект орудия увеличен до 125 выстрелов на ствол. С марта 1944 года Mitsubishi построила 391 самолет, количество произведенных Накадзимой неизвестно.
  • А6М5б («модель 52б») — установлены лобовое бронестекло и система пожаротушения топливных баков. Правый синхронный пулемет был заменен на пулемет Тип 2 калибра 13,2 мм. Под крылом возможна подвеска двух ПТБ по 150 л. Произведено Mitsubishi с апреля 1944 года, было построено 740 автомобилей.
  • А6М5с («модель 52с») — установлена ​​бронированная корма. Вооружение — 2 20-мм орудия тип 99-2 модель 4 (125 патронов на ствол), 3 пулемета Тип 3 13,2 мм (1 синхронный и 2 крылатых; 230-240 патронов на ствол); под крылом можно подвесить 8 стоек класса «воздух-воздух».
  • A6M5-K — двойная учебная версия A6M5. В начале 1945 года Hitachi произвела 7 автомобилей.
  • A6M6s («модель 53s») — аналог A6M5s с двигателем, оснащенным системой впрыска метанола и воды. На рубеже 1944-1945 годов компания Nakajima выпустила несколько самолетов установочной серии.
  • А6М7 («Морской истребитель-бомбардировщик Тип 0 Модель 63») — бомба массой 250 кг может быть подвешена под фюзеляжем вместо ПТБ. Вооружение аналогично А6М5. Двигатель Sakae 31 с системой впрыска водно-метанольной смеси (на некоторых самолетах стояли старые Sakae 21 — они назывались Model 62). Выпускался весной 1945 года.

A6M8 не производился серийно с двигателем Kinsey 62 (1500 л.с.) — до сдачи в эксплуатацию было построено всего 2 прототипа.

Оцените статью
Блог про коллекции DeAgostini