Первый трактор Фордзон: история создания и фото

«Очень хочется в Советский Союз…»

Генри Форд не просто строил машины. В 1907 году специалисты его компании разработали недорогой трактор, который можно было сделать достаточно массовым и доступным. В соответствии с той же концепцией массовости, Ford T был разработан, и с ним, как вы помните, этот ход сработал. Возможно, это и сработало бы с сельскохозяйственной техникой, но либо Ford Motor Company не хотела отвлекаться на «Жестяную Лиззи», либо трактор показался им в принципе недостойным гордого имени Форда, но от идеи отказались.

В 1915 году Генри Форд вернулся в совет директоров с идеей трактора. Акционеры просили его успокоиться и не нервировать тракторами, но Форд был крутым человеком. И самое главное, он знал то, чего миноритарные акционеры Ford Motor Company могут не знать: спрос на серийные тракторы в то время намного превышал предложение. И не только в Америке. Генри Форд посмотрел сразу в двух направлениях. Один из них заманил его в Великобританию, второй — в Россию.

С Великобританией все более-менее ясно. Там разразился очередной продовольственный кризис и англичане очень захотели вспахать все острова и посеять что-нибудь съедобное.

Ситуация с Россией была более сложной. С одной стороны, земля в нем предназначена для вспашки, а не для вспашки. Рынок сбыта очень большой и перспективный, а главное — абсолютно свободный: поэтому тракторов у нас не было вообще. Две революции 1917 года заставили людей насторожиться, но Форд не ослабил его внимания. Никто не торопился устанавливать дипломатические отношения со Страной Советов, их тракторы там не появлялись, так что по стране, которая вскоре стала называться СССР, можно было бродить. Но акционеры против. Что делать? Форд зарегистрировал независимую компанию «Генри Форд и сын», или сокращенно «Фордсон». До первых поставок в СССР оставалось еще 7 лет.

Часто говорят, что СССР по сложившейся практике просто «передал» трактор Fordson F и начал строить его на заводе «Красный Путиловец». Есть даже истории о том, что советские инженеры якобы тайно разобрали шесть американских тракторов, измерили их части, вывели средние арифметические значения и запустили все в производство. Как вы уже догадались, дело обстоит не так.

В 1924 году была основана Торговая корпорация Амторг. Именно Амторг сыграл ключевую роль в возникновении фордзон в СССР. Во-первых, через него можно было работать с предпринимателями, к которым принадлежал Форд. А во-вторых, Амторг решил огромную проблему Советского Союза — отсутствие валюты для покупки иностранного оборудования. В 1924 году организации удалось получить у американцев ссуду на приобретение американской техники. Сумма этих денег ошеломляет: 2,5 миллиона долларов. И почти все они оказались в карманах Генри Форда.

Импорт и производство в СССР

сложно отделить историю импорта фордзонов и наладить их производство в СССР. Нет данных о точном количестве и сроках поставок тракторов из США, равно как нет точной информации о том, как с годами менялось советское производство. Но давайте попробуем взять достоверные цифры и построить график как можно ближе к истине.

Первые фордзоны были закуплены в Америке в 1923 году. Эти машины попали не на фермерские поля, а на «Красный Путиловец»: их разобрали и ознакомили с конструкцией для подготовки будущего производства.

В 1924 году первые советские «Фордзоны Путиловцы» производились практически полностью из американских комплектующих. Количество, откровенно говоря, не впечатляет — всего 74 штуки. Увеличить количество выпускаемых автомобилей можно было двумя способами: за счет модернизации производства и быстрого перехода на отечественные комплектующие. Процесс длительный, поэтому на фоне реконструкции завода ввоз американских тракторов не прекратился.

В 1925 году в СССР было ввезено еще 12 000 фордзонов, а Красный Путиловец смог произвести только 422 трактора в том же году. Конечно, тогда советские тракторы собирали из американских деталей — собственное производство еще не было налажено в достаточном объеме. Но процесс «локализации» уже шел полным ходом. Запчастей появлялось все больше и больше, но продолжался и импорт запчастей из Америки. А также импорт готовых тракторов: в 1926 году уже было ввезено около 20 тысяч.

Данных о количестве ввезенных и произведенных тракторов за 1926-1928 годы нет, но установлено, что к концу 1927 года было произведено всего около 1100 Путиловецких фордзонов, а к осени 1928 года около 2300 единиц. Скорее всего, осенью 1928 года поставки запчастей из США стали практически нулевыми: в этот период масштабы производства значительно сократились из-за нехватки комплектующих.

Но именно в том же 1928 году началась полная реконструкция производства. Всего в него вложено около 90 миллионов рублей, из них 12 миллионов — в новые тракторные цеха. В результате в 1931 году, когда завершилась модернизация производства, за ворота завода покинуло 12 тысяч «Путиловских рабочих». Правда, в 1932 году производство было завершено: на тот момент уже два года работал Сталинградский тракторный завод, который строил более мощный и более подходящий для народного хозяйства СССР СТЗ-15/30.

Почему проект так быстро сдулся?

На то есть как минимум три причины. Во-первых, Ford не очень любил продавать тракторы в кредит. А Советский Союз не любил давать ему деньги.

Во-вторых, Fordson F был хорош только своей невысокой стоимостью. Больше в нем ничего хорошего не было. По крайней мере, для СССР. Его было сложно обслуживать, и постоянно не хватало запчастей. Керосина для тракторов тоже было очень мало — мы привыкли заливать все мазутом, но для Fordson это было не на пользу. А в остальном трактор разрабатывался для частного фермера, который не так много пашет и экономит машину.

Все было с точностью до наоборот: только в 1927 году удалось восстановить довоенный масштаб посевных площадей под пшеницей. Мы много пахали, работали в несколько смен, и «Фордсон» с этим не справлялся. А техническая грамотность трактористов того времени была схожа с технической грамотностью многих сегодняшних водителей, а именно «никакой». К тому же трактор был малоразмерным и слишком легким. Он был немного крупнее лошади, но умер еще быстрее. Советские крестьяне хотели чего-нибудь посильнее и мощнее. Например, комбайн International Harvester McCormick Deering 15-30, который впоследствии стал русифицированным и стал называться СТЗ-15/30.

В-третьих, компания Fordson медленно умирала дома. Оказалось, что эти тракторы в основном нужны в Великобритании, а не в США (там процветали Caterpillar, John Deere и вышеупомянутый International Harvester), поэтому Генри Форду пришлось сократить производство в США и наладить его в Ирландии. Ситуация с запчастями в СССР стала еще хуже. В общем, по разным причинам к началу 1930-х годов «Фордсон-Путиловец» исчерпал себя.

Наш, советский!

Кто знает, как менялся трактор за время выпуска? Да, это никак не изменилось. Понятно, что первые тракторы — это обычные Fordson Fs, собранные в СССР из американских деталей на 90 процентов, а может быть и больше (всего у Fordson было около 700 деталей). «Путиловцы» 1932 года полностью собраны из советских деталей. Конструктивных отличий между ними нет, за исключением некоторых мелочей. Например, интересен чугунный бачок верхнего радиатора. На первых тракторах была надпись Fordson — их выпускали в Америке. Так, в свое время выпускались тракторы, на которых не было надписей на танке. И в то же время есть исторические фотографии, на которых танк украшен надписью «Красный Путиловец» и эмблемой со звездой и лучами. Скорее всего, это тракторы последних лет выпуска. Возможно, это какие-то «образцовые» тракторы, подготовленные для выставок или съемок. В любом случае их очень мало. И слово «Фордсон» на бачке радиатора вовсе не означает, что трактор непременно был привезен из Америки — их тоже делали на «Красных Путиловцах». Кстати, на советском заводе трактор тоже получил прозвище «Федор Петрович». Это название звучало более патриотично и идейно более связно, чем «Фордзон Путиловца», но никогда не распространилось.

Стоит сказать пару слов о задних крыльях. Иногда говорят, что у «Путиловца» их не было. Это неправда. Возможно, они не устанавливались на некоторых тракторах, но старые фотографии не оставляют сомнений в том, что они однозначно были произведены на заводе. Ну, а если трактор выходил с завода без крыльев, пытались сделать их сами — открытые металлические колеса представляли опасность. В первую очередь — за руки, которые просто некуда деть, сидя в седле «Путиловца».

В остальном дизайн, как я уже сказал, никогда не менялся, и вовсе не потому, что он был удачным. Самое приятное здесь — безрамное шасси, которое на многие десятилетия стало классикой тракторов. Эта конструкция предполагает объединение в один элемент картера, сцепления, коробки передач и заднего моста. И все это было собрано, и это было шасси для трактора. Точнее, практически со всем трактором, потому что кроме топливного бака, колес, крыльев и сиденья больше ничего нет.

Но есть вопросы к двигателю. По традиции того времени компания Ford не особо заботилась о системе смазки. Здесь оно центробежное, то есть масло разбрызгивается с подвижных частей кривошипно-шатунного механизма. В легковом автомобиле такой трюк имел место, а в тракторе распылительная смазка не сработала. Двигатель легко перегревался, и в случае сильного перегрева ремонтировать его было непросто. Особенно в забытых богом уголках страны (а в СССР, с богом, вообще было напряженно). Если вспомнить, что обычных вкладышей коленвала нет (есть только баббит), то становится очевидным, что ремонт достигался не только сложной, но и неизбежно частой операцией.

В целом двигатель не таит в себе никаких новшеств — это обычный четырехцилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель. Термосифонное охлаждение, т.е циркуляция воды происходит исключительно за счет разницы в плотности горячей и холодной воды. Система примитивна, проста в реализации, но малоэффективна. При этом объем оборотной воды приличный — 46 литров. Топливного бака чуть больше — 63 литра. Керосин попал в карбюратор, конечно же, самотеком.

Мощность двигателя составляла 20 л.с. Для трактора, который весит полторы тонны, это, как ни странно, много. Передаточные числа трехступенчатой ​​коробки передач позволяли двигаться со скоростью от 2,3 до 10,8 км / ч с хорошим тяговым усилием. Причем последний иногда боком выходил на «Фордсон»: если атаковал что-то слишком тяжелое, оно поднималось. То же самое произошло и при попытке вспахать целинную и твердую почву. За это трактор часто ругали и мечтали о чем-то потяжелее.

Конечно, у трактора есть возможность работать с молотилкой или другой стационарной установкой — для этого есть шкив, на который можно установить ременную передачу.

История создания

Весной 1917 года Генри Форд получил свой первый крупный заказ на производство сельскохозяйственной техники. За это время британское правительство решило вспахать пустоши, чтобы преодолеть продовольственный кризис. Партия тракторов Fordson должна была составить 5 тысяч единиц по себестоимости 50 долларов. После Первой мировой войны производство машин было налажено на верфи, ранее выпускавшей противолодочные корабли.

В течение года Ford стал крупнейшим поставщиком тракторов в США. В начале 1919 года Генри купил акции партнеров, что позволило ему производить сельскохозяйственную технику на всех заводах Ford Motor Company. В то же время производство оборудования было налажено в Ирландии. До 1922 года по всему миру было продано более 738 000 единиц.

Описание трактора «Фордзон-Путиловец»

Правительство СССР решило не только закупить рассматриваемую модель, но и скопировало конструкцию с целью последующего производства агрегата в стране. Эту задачу получил комбинат «Красный Путиловец», который отличается грамотной организацией рабочего процесса и квалифицированными кадрами. Для начала конструкторы и их помощники разобрали шесть новых автомобилей, тщательно обмеряя все детали. Среднеарифметические данные переносились на рисунки и диаграммы.

Испытания элементов на прочность сопровождаются химическим и металлографическим анализами. Подобраны подходящие материалы и разработан технологический процесс. Однако возникли некоторые трудности, которые вряд ли смогли бы решить даже лучшие специалисты по имплантологии:

  • Чтобы собрать единицу оборудования, необходимо было изготовить более 700 деталей.
  • Многие элементы нуждались в безупречном управлении.
  • Некоторые инструменты не справлялись со своей задачей из-за низкого качества.

Схема трактора

Конструкция и устройство

Вот основные характеристики старых тракторов «Фордсон»:

  • Расположение колес: два увеличенных элемента и пара аналоговых направляющих, меньшего диаметра.
  • Основание — безрамная конструкция.
  • Положение двигателя вертикальное перед машиной.
  • Основные компоненты — сцепление, коробка передач, задний мост.
  • Тип трансмиссии — четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, потребляющий керосин.
  • Тип питания: самотечная из специальной емкости, расположенной в верхней части емкости.
  • Смазка — центробежное распыление.
  • Охлаждение — радиаторный блок. Здесь использовались большие рубашки и радиаторы с вертикальными трубами для обеспечения непрерывной циркуляции теплоносителя.
  • Характеристика: кованый и термообработанный передний мост агрегатируется с передней частью «двигателя» посредством трех точек подвески.

Памятник трактору

Интересные факты

Следует отметить, что первый трактор Fordson был максимально ориентирован на дешевое и массовое производство. Модель оснащалась металлическими колесами и двигателем мощностью 20 лошадиных сил. Вес автомобиля составлял 1,13 тонны, цена колебалась от 395 до 800 долларов. Грамотная маркетинговая политика позволила организовать продажу агрегатов в самых отдаленных и отсталых странах и регионах.

В начале 1920-х годов спрос на рассматриваемое оборудование превышал производственные мощности. Дошло до того, что компания Ford очень много сделала для оздоровления экономики, которая была разрушена после войны, неся при этом значительные убытки. В результате компанию обогнали многие конкуренты, которые сосредоточились на производстве специализированных единиц с учетом требований успешных и кредитоспособных клиентов.

В Америке Ford закрыл сельскохозяйственную линию в 1928 году. Ирландский дилерский центр переехал на окраину Лондона, где работал до 1964 года, после чего сменил свой бренд на Ford.

Модификация трактора

Эксплуатация

Испытания рассматриваемых машин длились два месяца. Сравнительные характеристики с американским «братом» показали, что отечественный аналог получил удовлетворительные оценки. Специалисты дали несколько рекомендаций по модернизации конструкции некоторых агрегатов, а именно:

  • Энергетические системы.
  • Включить.
  • Источник питания.
  • Редукторы.

Третий «Путиловец» испытал, переехав в Ленинград в одиночку. Чтобы предотвратить деформацию дорожного покрытия, на колеса были поставлены самодельные резиновые покрышки. В качестве тягача использовался большой фургон, оборудованный нарами и печкой.

После серии проверок модель отправили в Нижний Новгород, где проходила традиционная ежегодная ярмарка. Во время мероприятия были представлены различные сельскохозяйственные орудия и оборудование. Следует отметить, что указанная модификация по вспашке и боронованию показала лучшие результаты, чем ее американский «собрат».

Фото трактора

Создание отечественного аналога

При производстве трактора Фордсон-Путиловец много усилий было потрачено на формирование коленчатого вала. Деталь изготавливалась из цельного куска, которую строгали, фрезеровали, затачивали, обрабатывали напильником и наждаком. Обработкой шеи занимался лучший кузнец фабрики, так как эта операция требовала высокой точности. Следует отметить, что погрешность резки допускалась не более одной сотой миллиметра. Получить такой индикатор на станке было невозможно, поэтому работа велась вручную.

Даже тщательная механическая обработка не всегда давала желаемый результат. Однако группа дизайнеров своевременно и качественно справилась с поставленной задачей. После подписания коммерческого соглашения с Ford завод получил официальную лицензию, после чего начались поставки оригинальных запчастей, которые были взаимозаменяемы с отечественными аналогами. Первые две единицы трактора Fordson (на фото ниже) были представлены весной 1924 года. Рабочие сразу в шутку окрестили машину «Федором Петровичем».

Старые тракторы

Оцените статью
Блог про коллекции DeAgostini