- История возникновения
- Гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр»
- Технические характеристики (таблица и описание)
- Основное предназначение
- Комплектация и варианты исполнения русского джипа
- Гражданская версия: зачем и для кого
- ГАЗ-СП46 «Тигр» – парадный автомобиль российской армии
- Достоинства и недостатки
- Фото гражданских вариаций авто
- Конструкция
- Цена автомобиля
- Преимущества и недостатки
- Тактико-технические характеристики
История возникновения
Необходимость использования автомобилей в армии проявила себя и во время Второй Мировой войны, ее вообще не называли «войной двигателей», использовались не только транспортные возможности машин, но и подвижные характеристики машин.
Стоит отметить активное использование «Уиллис», «Додж» и «Ленд Ровер» в армии с целью проведения разведывательных, патрульных и диверсионных операций. Отметим, например, факты установки на автомобили пулеметных установок, пулеметов для модернизации вооружения и длительное и эффективное патрулирование «розовых пантер» в Африке.
После Второй мировой войны доктрина мобильных сил несколько изменилась.
Армейским частям требовались легкие маневренные машины повышенной проходимости. Но в России к этой доктрине пришли только в начале века, когда стало ясно, что прорыв танковых клиньев и использование воинских частей и соединений в мобильном конфликте неоправданны.
Также были разработаны новые требования к военной машине, в том числе:
- возможность обеспечения легкой броневой защиты экипажа и войск;
- установка вооружения, в том числе ПТУР;
- надежная база и мотор;
- большая возможность пересечь страну;
- возможность использования в различных климатических зонах.
Самый известный пример такой машины — бронеавтомобиль типа HMMWV, произведенный в США, его гражданская версия «Хаммер» известна практически каждому. Но на момент принятия новой доктрины таких Хаммеров среди имеющихся в РА не было. Минобороны получило броневик по довольно интересному сценарию.
Король Королевства Иордания Абдалла II решил организовать в стране собственное производство военной техники. Компания получила название — Конструкторское бюро короля Абдаллы II, в переводе — конструкторское бюро короля Абдаллы II. Конструкторскому бюро было поручено разработать отечественные образцы военной техники, в том числе легкий броневик типа «Хамви».
Разработку проекта доверили арабской компании Bin Jabr Group Ltd, которая в свою очередь обратилась к российской компании ГАЗ за помощью в создании многоцелевого автомобиля. Цена контракта составляла 60 миллионов долларов.
По условиям контракта российские конструкторы обязались построить три прототипа с разными вариантами кузова.
Экспортный заказ изначально задумывался как аналог HMMWV и гражданская версия автомобиля не обсуждалась. Основным требованием технического задания на броневик было следующее:
- невысокая стоимость изготовления;
- возможность работы в условиях пустыни, а это означает высокие температуры и большое количество пыли, которые американские Хаммеры не выдерживают»;
- высокая маневренность и маневренность;
- большой объем для перевозки личного состава или спецтехники;
- возможность установки брони для защиты личного состава от стрелкового оружия или минных полей.
Гражданский «Хаммер» стал прототипом нового армейского внедорожника. К созданию броневика были привлечены некоторые конструкторские бюро российских предприятий. Спустя короткое время условия контракта были выполнены, и заказчику были продемонстрированы готовые модели. Опытный образец получил индекс ГАЗ-2975 «Тигр».
Созданный прототип соответствовал условиям заказа и был принят арабской стороной без каких-либо нареканий. Три единицы новой техники были продемонстрированы на Международной выставке вооружений IDEX-2001, проходившей в Абу-Даби (ОАЭ) с 18 по 22 марта 2001 года. Автомобиль получил название Tiger HMTV (High Mobility Transport Vehicle).
Успех вдохновил партнеров на совместное плановое производство на предприятиях BJG и ГАЗ.
На Ближнем Востоке начали производить HMTV самостоятельно с 2005 года, а количество смонтированного оборудования составило 500 единиц. Автомобиль получил название «Нимр».
При этом у российских промышленников еще есть необходимые планы и разработки по разработке проекта броневика этого класса, но уже адаптированного к российским условиям. В процессе испытаний, которые проходили в конце 2002 года в Московском СОБРе, руководство МВД всерьез заинтересовалось бронеавтомобилем «Тигр.
Размещен первый заказ на партию внедорожников, которую доверили Арзамасскому машиностроительному заводу. Завод занимается производством и ремонтом бронетехники, а разработку легкого броневика было вполне целесообразно доверить именно этому предприятию, имевшему значительный опыт производства бронекорпусов.
Гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр»
ГАЗ гражданский внедорожник
Первые гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр» были выпущены небольшой партией в 2008 году. По аналогии с американским военным внедорожником Hummer владельцами первых гражданских «Тигров» стали известные российские певцы, актеры, режиссеры и политики. Некоторые были куплены крупными бизнесменами.
В 2009 году повышенным тиражом был выпущен ГАЗ «Тигр», в этом же году на Арзамасском заводе началось серийное производство гражданской модели «Тигр». Автомобиль выпускался в двух комплектациях: стандарт и «люкс». Что касается второй модификации, то по сравнению с гражданской версией «Хаммера» она явно проигрывает по уровню комфорта.
В 2014 году автомобиль ГАЗ «Тигр» получил луганская милиция, его торжественно подарил бывший владелец Владимир Жириновский.
В 2006 году завод в Арзамасе стал пионером гражданского рынка мощных внедорожников и представил на Московском автосалоне новую версию Тигра — Тигр-2. Директор завода В. Шупранович сообщил, что новый внедорожник готов к производству.
Базу нового внедорожника решили оставить без изменений, он практически полностью копирует базу военного автомобиля, даже система подкачки шин такая же. На «Тигр-2» устанавливались два двигателя:
- Турбодизель Steyr, мало использованный;
- Cummins B205 — самый популярный двигатель на всех модификациях ГАЗ Тигр».
Последний двигатель позволяет большегрузному автомобилю развивать скорость до 160 км / ч. Внимательно осмотрев салон, вы заметите, что производитель из соображений экономии решил установить некоторые детали от Волги и Газели, что недопустимо для гражданского внедорожника данной ценовой категории. В целом по внешнему виду ГАЗ «Тигр-2» напоминает американский гражданский внедорожник «Хаммер-2», хотя по оснащению до него не дотягивает.
Хаммер удобнее тигра
Вес гражданского автомобиля «Тигр-2» уменьшен до 3 500 килограммов, чтобы он мог «вписаться» в категорию пассажиров «В». Заявленный расход топлива составляет 15 литров, что вызывает сомнения. Возможно, по трассе он и есть, но внедорожник «Тигр-2» должен потреблять не менее 20 литров. Цена на «Тигр-2» планировалась в эквиваленте 120 000 долларов, что делало его неконкурентоспособным по сравнению с более комфортными и проверенными внедорожниками зарубежного производства.
Технические характеристики (таблица и описание)
Основа автомобиля — рамная конструкция с неразъемным пятидверным кузовом и платформой грузоподъемностью 1500 кг, которая отделена от пассажирской стороны перегородкой. Также есть вариант с кузовом пикап на заказ. Функции силового агрегата выполняют 6-цилиндровые рядные дизели мощностью 205 л. С турбонаддувом и жидкостным охлаждением. «Тигр» комплектуется 5-ступенчатой механической коробкой передач.
С учетом резкого увеличения расхода топлива при движении по бездорожью и естественных проблем с заправкой на бездорожье автомобиль имеет два топливных бака общей емкостью 136 литров.
Длина / ширина / высота (мм) | 5160/2300/2150 |
Вес (кг) | 6200 |
Дорожный просвет (мм) | 400 |
Двигатель: тип / мощность (л.с.) | дизель / 205 |
Колесо формул | 4×4 |
Максимальная скорость (км / ч) | 160 |
Средний расход топлива (л / 100 км) | ветры |
Минимальный радиус поворота (м) | 9 |
Глубина перехода (м) | один |
Основное предназначение
«Тигр» для МВД России. Фотография была сделана еще до того, как полицию переименовали в полицию.
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная транспортировка военнослужащих по территории, где могут собираться различные диверсионные, нерегулярные или террористические формирования;
- Доставка солдат и грузов в тыловую и передовую зону боевых действий в условиях ведения условной «войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии их оснащения соответствующим вооружением);
- Огневая поддержка атакующих или обороняющихся юнитов;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка спецподразделений полиции к месту проведения операции по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
В целом по функциям «Тигр» очень похож на бронетранспортер.
Комплектация и варианты исполнения русского джипа
«Тигр» оснащен гидроусилителем руля, интегрированными колесными редукторами, раздаточной коробкой и кнопочным механизмом блокировки межосевого дифференциала. Плавность хода автомобиля во многом обеспечивается за счет использования независимой торсионной подвески, дополненной энергоемкими двухтрубными амортизаторами. Торсионы установлены внутри лонжеронов рамы. Исключительная проходимость также обеспечивается наличием регулируемой централизованной системы подкачки шин. В комплект входят дополнительные опции и агрегаты:
- аудио система;
- кондиционер;
- предпусковой подогреватель;
- усиленная система внутреннего отопления;
- электрическая лебедка;
- антиблокировочная тормозная система колес;
- электрические стеклоподъемники.
Автомобиль оборудован большим багажником и лестницей у задней двери. В крыше автомобиля установлен люк с электроприводом, а в отделке салона использована натуральная кожа и замша. «Тигр» оснащен электрорегулировкой передних сидений и камерой заднего вида.
Гражданская версия: зачем и для кого
Гражданская версия машины была создана в 2009 году на базе армейской базовой версии с использованием всех технологий, предназначенных для военной техники. Он специально разработан для тех потребителей, которым необходим надежный вездеход для перевозки людей и различных грузов по труднопроходимой местности. Автомобиль отличается от прототипа неармированным алюминиевым кузовом, улучшенной внутренней отделкой и повышенной грузоподъемностью. Благодаря сочетанию нижней вместимости, комфорта и разумной стоимости «Тигр» популярен не только у топ-менеджеров нефтяной отрасли, но и часто покупается охотниками, рыбаками и туристами.
Гражданский «Тигр» создан на базе военной версии ГАЗ-2330
ГАЗ-СП46 «Тигр» – парадный автомобиль российской армии
В 2007 году было решено использовать автомобили «Тигр» в качестве парадной. Для этого ГАЗ «Тигр» был доработан в соответствии с требованиями к торжественным автомобилям.
Передний «Тигр» получил кузов типа «кабриолет» с двумя дверями, эргономика которых призвана облегчить вход и выход главкома парада. У кабриолета съемная крыша.
В отделке салона использованы только натуральные материалы высшего класса, сиденья имеют кожаную отделку. Чтобы ведущий парада мог спокойно стоять во время движения машины, парад «Тигр» оборудован специальными поручнями, регулируемыми по высоте. В сундуке находится аппаратура связи парада и запасное колесо (которое можно снять во время парада).
ГАЗ Тигр на параде
Поскольку необходимо было обеспечить плавность хода парадной машины, в качестве автоматической трансмиссии была выбрана серия Allison Transmission 1000, именно этой автоматической трансмиссией оснащаются H-1 Hummers. Двигатель ГАЗ-СП46 «Тигр» комплектуется стандартным двигателем Cummins B. Вес парадной машины значительно уменьшен, но он по-прежнему тяжелее гражданской модификации (4750 кг).
В 2008 году изменения в параде были продемонстрированы министру обороны, в результате чего были закуплены 3 машины и отправлены в Ленинградский военный округ для участия в последующих Парадах Победы.
Достоинства и недостатки
Ценность автомобиля заключается в том, что он отлично выполняет свои функции в тех условиях, для которых изначально создавался: «Тигр» уверенно движется и легко перевозит грузы по бездорожью. Фактически, этот джип может остановиться только тогда, когда он сядет на живот или увязнет половиной тела. Салон автомобиля отделан натуральными материалами и качественной стереосистемой с шестью динамиками. Удобство сидения водителя и пассажира обеспечивается регулировкой сидений с подогревом, а также подлокотников на всех сиденьях.
«Тигр» уверенно ведет себя на бездорожье
Из немногочисленных недостатков отметим недостаточную управляемость автомобиля при движении на высоких скоростях по рифленой колее. Однако иного от 6,5-тонной машины, даже если она оснащена штатным гидроусилителем, просто сложно. Самые требовательные потребители обращают внимание на некоторую примитивность салона «Тигр», а также на недостаточное качество используемых швов и заклепок. Многие замечают чрезмерный уровень шума во время движения, который определяется положением коробки передач в салоне автомобиля.
Фото гражданских вариаций авто
Легко преодолевает овраги. Уверенно ведет себя на любом внедорожнике. Популярно среди охотников и рыбаков. Участвует в гонках по бездорожью. Обладает мощностью и маневренностью
Конструкция
По техническим характеристикам автомобиль «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличается только одним, он способен служить в нашем российском климате. Что автоматически означает его многогранность: пустыня, тундра, лесостепь — «Тигр» свободно адаптируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет конструкцию шасси, цельнометаллический кузов, на базе шасси.
Грузовой отсек отделен от отсека управления в перегородке, но для упрощения работы эта панель сделана съемной. В грузовом отсеке можно разместить различное радиооборудование, десантные кресла или установленные боеприпасы к вооружению. Полтора тонны перевозимого веса вполне оптимальны для этого класса автомобилей.
Стандартная комплектация состоит из следующих компонентов и систем:
- независимая подвеска колес с торсионами;
- гидроусилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
Дополнительное оборудование:
- кондиционер;
- электропривод открывания / закрывания стекол;
- антиблокировочная система ABS;
- аудио система.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, в том числе двигатель Cummins «Б» рабочим объемом V-5.9 и ЯМЗ-534 / V-4.5. Вырабатываемая мощность составляет от 180 до 215 л / с.
Цена автомобиля
Для автомобилей своего класса «Тигр» широко представлен в открытой продаже и вы можете купить как подержанный автомобиль, так и новый. Стоимость нового ГАЗ-2330 колеблется в пределах 6-9 миллионов рублей — такой ценовой диапазон зависит исключительно от комплектации, которая оговаривается отдельно каждый раз при заказе.
Конкретный круг владельцев гражданского «Тигра» определяется большим количеством тюнинговых ателье, которые доводят автомобиль до индивидуальных потребностей заказчика. Кастомизация автомобиля руками таких специалистов позволяет удвоить его заводскую стоимость.
Сейчас владельцев новенького «Тигра» всего несколько сотен человек — это определяется узкой сферой его применения и высокой ценой. Однако подержанные автомобили стоимостью от 3,5 до 5 млн рублей всегда доступны для покупки на вторичном рынке.
Преимущества и недостатки
ГАЗ-2330 имеет следующие преимущества:
- Высокая беговая способность по пересеченной местности;
- Комфортные условия проезда (по военным меркам;
- Высокая вариативность техники: она может быть оснащена самым разнообразным вооружением и специальными приспособлениями;
- Возможность использовать разные виды топлива.
В целом «Тигр» является достойным конкурентом практически для всех западных «противников», о чем свидетельствуют успешные поставки этих машин за границу.Китайская версия «Тигра». Лицензионный продукт
В то же время у него есть и недостатки:
- Недостаточный уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решена, но пока остается отставание по сравнению с зарубежными аналогами, в том числе арабским Nimr, хотя он разработан на базе ГАЗ-2330;
- Кузов выполнен полностью сварным, в то время как более современные версии бронетехники имеют модульную конструкцию;
- Цена покупки слишком высока, что не позволяет покупать машины в больших количествах.
Опыт использования «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако сильного сопротивления они пока не встретили. Возможно, какие-то подобные инциденты произошли в Сирии, но информации об этом мало.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
МодельGAZ-2330HMMWV-M1151A1
Колесо формул | 4X4 | 4X4 |
Длина, мм | 5750 | 4550 |
Ширина, мм | 2210 | 2160 |
Высота, мм | 2205 | 1850 г |
Игра, мм | 400 | 405 |
Межосевое расстояние, мм | 3300 | 3300 |
Колея, мм | 1850 г | 1650 |
Шина | 335/80 R20 | 370×125 R16.5 |
Допустимая масса автомобиля, кг | 6000 | 5900 |
Грузоподъемность, кг | 1250 | 2400 |
Топливный бак, л | 70 х 2 | 95 |
Предельная скорость, км / ч | 140 | 129 |
Максимальная дальность плавания, км | 1000 | 480 |
Допустимый угол подъема | 32 градуса. | 60 градусов. |
Допустимый угол спуска | 30 градусов. | — |
Банк | 30 градусов. | — |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, мм | 1200 | 760 |
Радиус поворота, м | 10 | — |
Как уже упоминалось выше, российский «Тигр» был создан в ответ на американский HMMWV по заказу ближневосточной компании.
Эти машины объединяет общий тип — рамная платформа с возможностью установки различных кузовов. Трансмиссия бывает другого типа: у американца 4-ступенчатая автоматическая коробка, у русского — механическая. (Для гражданской версии есть автоматическая коробка передач).
Западная модель оснащена 6,5-литровым двигателем Detroit Diesel V-8, а российская модель — 4,4-литровым дизельным двигателем ЯМЗ.
Но разница в объемах не дала американцу преимущества по мощности: 195 л / с против 215 л / с в пользу ярославского.
Вместимость экипажа HMMWV — 4 человека, бронеавтомобиль Arzamas может разместить 6 истребителей. Как видите, техника действительно очень похожа. В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви».