Танк StuG III: к какому классу техники относится

История создания StuG III

Официальный контракт на разработку штурмового пистолета был подписан 15 июня 1936 года. Контракт содержал следующие технические требования к машине:

  • основное вооружение калибром не менее 75 м;
  • сектор снаряда пушки по горизонту не менее 30 г без раскручивания всей машины;
  • угол наведения пистолета по вертикали должен обеспечивать поражение целей на дистанции не менее 6000 м;
  • снаряды пушек должны быть способны пробивать все известные виды брони с дистанции не менее 500 м;
  • броневая защита штурмового орудия по всем параметрам, конструкция установки — безрассудная с открытой рубкой. Лобовая броня должна выдерживать прямое попадание 20-мм противотанкового снаряда и иметь наклон, близкий к 60 градусам от вертикали, броня флангов должна быть стойкой к пулям и осколкам;
  • общая высота машины не должна превышать рост стоящего человека;
  • длина и ширина установки зависят от выбранной рейки;
  • остальные конструктивные особенности, боеприпасы, средства связи, количество членов экипажа и так далее, разработчик вправе определять самостоятельно.

Согласно спецификации, верхняя часть рубки системы была сделана открытой, без крыши. В 1936 году считалось, что открытая крыша даст дополнительные тактические преимущества: экипаж лучше видит местность, чем экипаж танка, и, кроме того, может слышать звуки боевой техники противника.

Однако в 1939 году было решено перейти на полностью закрытый вариант установки с бронированной крышей. Закрытая конструкция — результат изменившихся тактических требований к штурмовому пистолету. Необходимость в крыше объяснялась возможным рикошетом пуль внутри боевого отделения при стрельбе по склонам или холмам. Считалось, что вероятность получить удар сверху движущимся имплантатом s.Pak или на месте прямым попаданием мины или пули была очень низкой. Тонкая верхняя броня не выдерживала прямого попадания 81-мм миномета или 75-мм осколочно-фугасной пули, в то же время обеспечивала защиту членов экипажа от ручных гранат. Крыша боевого отделения не была водонепроницаемой и не могла предотвратить попадание коктейля Молотова в установку с горящей жидкостью».

Уже после разработки конструкции крыши требовалось обеспечить ведение огня из пушки с закрытых позиций, в результате проект пришлось как-то переделывать. В крыше проделано отверстие под оптическую головку панорамного видоискателя. Наводчик наводил орудие, не видя цели, получил от командира батареи приказ об углах прицеливания. Такой способ стрельбы использовался при стрельбе с закрытых позиций.

За основу был выбран корпус танка PzKpfw III. Первый прототип этого танка, получивший название «Zugfurerwagen» (машина командира взвода), появился в конце 1935 года. После испытаний и доработок танк был запущен в серийное производство на заводе 40 компании Daimler-Benz AG в Берлине. -Marisnfeld.

Штурмовые орудия «0-серии»

Первые пять штурмовых орудий «0-й серии» были изготовлены из обычной конструкционной стали на базе корпуса танков PzKpfw III 2-й серии.

Департамент вооружений не вел точный производственный учет до декабря 1938 года, поэтому очень трудно определить, сколько времени были построены штурмовые орудия серии 0. Известно, что в их производстве участвовали несколько компаний, в частности, Daimler-Benz поставляла шасси и рулевые рубки, а Крупп поставлял пистолеты. Первые три машины были собраны в декабре 1937 года, известно, что шасси четвертой и пятой машины были переданы 1-му танковому полку в Эрфурте 6 декабря 1937 года, когда выбраковку производила компания Daimler-Benz, их нет. Есть документ от 30 сентября 1936 года, в котором говорится: «Четыре танка PzKpfw III с макетами деревянных кабин для штурмовых орудий должны быть подготовлены к испытаниям в апреле-мае 1937 года.»

Штурмовые орудия «серии 0» отличались от машин более поздних модификаций главным образом конструкцией ходовой части, в которую входили восемь опорных катков, ведущее колесо, ленивец и три катка, поддерживающих гусеницу. Опорные колеса в тележках фиксировались попарно, в свою очередь каждые две тележки подвешивались на общем арбалете: движение тележек в вертикальной плоскости ограничивалось прорезиненными упорами. Резкие тяги тележек при движении по пересеченной местности частично компенсировались амортизаторами компании Fichtel und Sachs, которые срабатывали только при перемещении тележек вверх. Гусеница состояла из 121 гусеницы шириной 360 мм (расстояние между носками — 380 мм).

В задней части кузова устанавливался V-образный двигатель внутреннего сгорания с 12-цилиндровым карбюратором Maybach HL108, развал блоков цилиндров составлял 60 грамм, картер двигателя чугунный состоял из двух частей, скрепляемых болтами. Нижняя часть картера находилась в масляной ванне. Двигатель развивал мощность 230 л.с при 2300 об / мин

Сцепление, трансмиссия и качающийся механизм располагались в передней части кузова в едином конструктивном узле. Пятиступенчатая синхронная трансмиссия «Афон» SFG-75 была разработана и изготовлена ​​компанией «Zahnradfabrik Friedrichshafn» (ZF).

В сентябре 1939 года в армию поступило пять машин «0 серии», поскольку рубки машины были из обычной стали, боевое применение опытных штурмовых орудий исключалось, они использовались для обучения экипажей. Пять экспериментальных установок в конечном итоге оказались в Ютеборгской штурмовой артиллерийской школе, где они использовались как минимум до конца 1941 года.

Sturmgeschütz Ausf.A (StuG III Ausf.A)

«Heereswaffenat» подписала контракт с «Daimler-Benz» на изготовление 30 корпусов автоматов.
Номера шасси 30 установок Ausf.A «Sturmgeschutz»: 90001-90030.
За основу была выбрана рама 5./ZW танка PzKpfw III.

штурмовой пистолет

Работе над штурмовой пушкой мешали проблемы с трансмиссией ZW. 23 мая 1939 года Управление вооружений приняло решение, что шасси должно быть оснащено трансмиссиями, оснащенными устройствами Hochtrieber, также известными как «изменение ускорения». С помощью устройства «Hochtrieber» скорость трансмиссии могла превышать количество оборотов коленчатого вала. Для установки «ускорителей» потребовалось снять и переустановить надстройки, использовавшиеся при испытаниях танков PzKpfw III. К тому же тесты показали ненадежность трансмиссии, которая часто выходила из строя. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходимо было установить амортизаторы, которые могли быть произведены не ранее июля 1939 года.

StuG III Ausf.A

В меморандуме от 13 октября 1939 г зафиксирована следующая ситуация с работами по боевой машине «Pz.Sfl.III (sPak)» (официальное наименование штурмового орудия до мая 1940 г.):

  1. Развитие машины Pz.Sfl. III (sPak) завершен, программа перешла в фазу подготовки к производству;
  2. Всего было выпущено пять машин Pz.Sfl. III (СПАК) со штатным вооружением, но с обычной стальной рубкой;
  3. Запуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. — апрель 1940 г., производство 250 машин второй серии ожидается в апреле 1940 г с производительностью 20 штурмовых орудий в месяц;
  4. Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должен сосредоточиться на интеграции в машину 75-мм пистолета со стволом 41 калибра и начальной скоростью 685 м / с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали намечено на май 1940 года.

пушка

12 декабря 1939 года в тренировочном лагере Куммерсдорф были проведены огневые испытания серии деталей штурмового пистолета, изготовленных из брони: рубки и мантии орудия. Для бомбардировки использовалась 37-мм зенитная установка, огонь велся снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750 м / с на дистанции 100 метров.

Некоторые результаты контрольного огня:

  • При прямом попадании пули в кожух орудия образовывалась трещина длиной около 300 мм, а установленные над мантией броневые листы корпуса смещались на 2 мм.
  • Еще две пули попали в правый верхний угол лобового стекла маски, а одна попала в верхнюю часть маски. Эффект от этих ударов проявился в полном разрушении сварного шва мантии пушки, оторвались от резьбы болты, на которых крепился передний щит мантии.

Военные проинформировали компанию Krupp о результатах стрельбы и попросили переделать маску.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 компании «Даймлер-Бенц» в Берлине-Мариенфельде:
первый был собран в декабре 1939г.,
четыре — в январе 1940г.,
одиннадцать — в феврале,
семь — в марте
семь апреля.
В соответствии с меморандумом от января 1940 г задержки с выполнением контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых пистолетов были связаны с несвоевременной поставкой первых 75-мм серийных орудий.

Ожидаемый конец поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г сначала на десятое число того же месяца, а затем на 1 мая. Польская кампания, в ходе которой было повреждено значительное количество танков PzKpfw III, также повлияла на прерывание сроков производства штурмовых орудий первой серии. Узлы и агрегаты, изначально предназначенные для штурмовых орудий, использовались для восстановления и ремонта танков. Кроме того, но в процессе производства были внесены изменения в конструкцию Pz.Sfl, в частности, пришлось отказаться от открытого верха боевого отделения и установить крышу для защиты экипажа, внесено множество изменений к чертежам рулевой рубки с целью улучшения видимости членов экипажа, в результате производитель бронеплит, компания «Brandenburg Eisenwerke GmbH», слишком поздно получила проекты для своевременного выполнения заказа и, более того, , не смог устоять перед качеством брони согласно спецификации. Проблемы продолжались и с трансмиссией, улучшенная модель которой (с ускоряющим механизмом) занимала больший объем, теперь люлька переключения передач опиралась на трансмиссию.

Тактико-технические характеристики штурмовых орудий вермахта

ausf А-В

Шаблон StuG III ausf.А-В
Индекс войск Sd.Kfz.142
Режиссер «Даймлер-Бенц»
Боевая масса, кг 19 600
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 160
— на земле сто
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 5 480
Ширина, мм 2950
Высота, мм 1950
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 360
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TR
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuK37
Калибр, мм 75
Длина ствола, кал, 24
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 385
— осколок 420
Боеприпасы, патроны. 44
Пулеметы, номер x тип*** нет
Калибр, мм
Боеприпасы, патроны
Бронирование, мм 50-30

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — У штурмовых винтовок и гаубиц StuG 40, StuH 42 последних выпусков был второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf C-D

Шаблон StuG III ausf.CD
Индекс войск Sd.Kfz.142
Режиссер «Алкетт»
Боевая масса, кг 22 000
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 160
— на земле сто
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 5 500
Ширина, мм 2950
Высота, мм 1960 г
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 380–400
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TRM
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuK37
Калибр, мм 75
Длина ствола, кал, 24
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 385
— осколок 420
Боеприпасы, патроны. 44
Пулеметы, номер x тип*** нет
Калибр, мм 7,92
Боеприпасы, патроны 600
Бронирование, мм 80–50

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — У штурмовых винтовок и гаубиц StuG 40, StuH 42 последних выпусков был второй пулемет, спаренный с пушкой

Крепкий орешек

StuG III на полигонах НИИБТ изучался в рамках составления справочника по немецкой бронетехнике, которая остро нуждалась в войсках. В связи с этим обстоятельством исследование проводилось по сокращенному графику, поэтому выводы в некоторых местах могут показаться несколько необоснованными:

«Артиллерийский штурмовик предназначен для действий в танках первого эшелона.

У вагона отсутствует башня. Огонь из пушки можно вести только вперед с сектором огня 28 °, вращая пушку, установленную на пьедестале.

Пулеметного вооружения нет.

При изготовлении артиллерийского танка нижняя часть бронекорпуса, рама, двигатель, планетарный механизм поворота и приводы управления были взяты от танка Т-III.

Коробка передач однотипна с коробкой передач, установленной на танке T-IIb, и отличается от нее только увеличенными размерами.

Броневая защита танка поражается артиллерией всех калибров.

Через открытые пространства над патронником сверху в танк может попасть бутылка с горящей жидкостью и граната».

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

StuG III, вид сзади

Вывод об уровне броневой защиты немецкой GSP в данном случае кажется крайне несерьезным. Конечно, многие из его элементов не очень хорошо проработаны создателями StuG III, особенно когда речь идет о защите кабины. Крепление под прицелом оказалось таким, чтобы часто «ловить» пули и уже на модификации Ausf.C оно было переделано. Пистолет-патрон оказался не самым удачным с точки зрения пулестойкости. Однако личный состав « Полигона » сильно недооценил броневую защиту лобовой части немецкой самоходки. Именно StuG III стал первой немецкой боевой машиной с легкой пушечной броней, поступившей в серийное производство. Толщина лобовых листов корпуса и каземата уже на первой модификации StuG III Ausf.A составляла 50 мм. Машина получила надежную защиту от 37-мм противотанковой пушки. И только через год лобовые части Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV были усилены до такой же толщины.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Плакат с наиболее яркими элементами «Арштурма» 1942 года. Реальность немного отличалась от этой картины

То, что советская 45-мм противотанковая пушка могла иметь проблемы с пробитием немецкой брони, стало очевидным в конце 1940-х годов, когда она была обстреляна эвакуационным люком Pz.Kpfw.III, закупленного в Германии. Люк удалось пробить и даже расколоть, но не в первый раз. С этими результатами было очевидно, что более толстая броня будет непробиваемой. Однако в сентябре 1941 года по StuG III войска получили вердикт «поражены артиллерией всех калибров». Он также оказался дублированным в листовках из серии «Уничтожить немецкие танки».

Полное исследование брони немецкой самоходки было проведено только в сентябре 1942 года. На полигонах НИИБТ в Кубинке, а также на территории Казанского филиала были проведены бомбовые испытания Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.38 (t) и StuG III. Машины были поражены советскими, американскими, британскими, немецкими, чехословацкими и французскими бронетранспортерами. Устойчивость их броневой защиты определялась при бомбардировках с дистанций 50, 100, 200, 400, 600 и 800 метров.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Результаты обстрела лобовой части корпуса 45-мм снарядами (обозначены цифрами 1 и 2)

В первую очередь САУ была поражена 45-мм пушкой образца 1942 года, установленной на танке Т-70. Пушка плавно пробила фланги толщиной 30 мм и сделала это на дальности 850 метров. Совершенно иная картина сложилась при бомбардировке передней части немецкой машины. Бомбардировки с дистанции 100 и 50 метров показали тот же результат: вмятины глубиной 20 мм. При попадании пули уничтожались.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Выстрелы двухфунтовых пуль. Проникновение оказалось скорее случайным

На этом можно было закончить рассказ и пожаловаться на плохое советское оружие. А вот еще одна пушка — британская 2-фунтовая (40 мм), установленная на канадский танк Valentine VII, показала очень похожие результаты. Для нее тоже без проблем оказались стороны немецкой GSP. Что касается передней части, то британская пушка пробила ее только один раз, причем скорее случайно, а сама пробоина была признана «недостаточной», так как пробитие приходилось на стык центральной лобовой плиты и верхней. В остальных случаях при попадании пули образовывались вмятины глубиной до 25 мм. Остается только посочувствовать британским нефтеналивным танкерам, 2 фунта которых были основным вооружением их танков до осени 1942 года.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Бронепробиваемость 37-мм пушки А-7 на танке Pz.Kpfw.38 (t) подкалиберными пулями

Аналогичный результат показала 37-мм пушка А-7, установленная на чехословацком танке Pz.Kpfw.38 (t). При безопасном пробитии бортов лоб StuG III оказался неуязвимым и для нее: от ударов остались вмятины глубиной до 40 мм. Но картина кардинально изменилась при использовании подкалиберных пуль. Этот боеприпас уверенно пробивал лобовую броню немецких штурмовых орудий на дальностях 100, 200 и 400 метров.

Установленная в американский легкий танк М3 37-мм пушка М5 оказалась намного безопаснее. Его бронебойный снаряд M51 легко пробивал лоб немецкой 100-метровой САУ, а на дистанции 150 метров наблюдались вмятины глубиной 35-50 мм. В основном это объяснялось тем, что при создании противотанковой пушки М3 Гладеон Барнс использовал для своих боеприпасов увеличенную гильзу, за счет чего начальная скорость пули была выше, чем у его советских и британских аналогов.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Штатный бронебойный снаряд 37-мм пушки М5 уверенно пробивал броню немецкой САУ на дистанции 100 метров

Еще более эффективной оказалась 47-мм пушка SA 35, установленная на французском танке Somua S 35. Максимальное расстояние, на котором можно было пробить лоб StuG III, составляло 400 метров. Однако на таком расстоянии пробитие происходило каждые два раза. Немецкий 5 cm KwK 38 L / 42, штатное вооружение Pz.Kpfw.III с 1941 года, мог пробивать лобовую броню САУ на дистанции 800 метров.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Отверстия от 47-мм орудия SA 35, установленного на французском танке Somua S 35

Весьма любопытными оказались результаты бомбардировки из 75-мм пушки М2, установленной на американский средний танк М3. Бронебойных снарядов для нее в первых конвоях не предусматривалось, из-за чего по StuG III стреляли осколочно-фугасными боеприпасами. Результаты стрельбы неутешительны: ни одного пробития замечено не было. Максимум, что удалось достичь, — это вмятины глубиной до 10 мм. Также при стрельбе по передней створке рубки образовалась глубокая вмятина на крыше трансмиссионного отделения. У 76-мм пушки Ф-34 был совсем другой результат: ее бронебойные снаряды делались из сита StuG III с любого расстояния. При ударе произошли разрывы брони с образованием большого количества осколков.

Проверено в СССР. Штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III)

Результаты выстрела из 75-мм пушки М2, установленной на американский средний танк М3

ausf E

Шаблон StuG III ausf.E
Индекс войск Sd.Kfz.142
Режиссер «Алкетт»
Боевая масса, кг 22 050
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 165
— на земле 95
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 5 500
Ширина, мм 2950
Высота, мм 1960 г
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 380–400
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TRM
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuK37**
Калибр, мм 75
Длина ствола, кал, 24
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 385
— осколок 420
Боеприпасы, патроны. 50 (54)
Пулеметы, номер x тип*** 1 х MG-34
Калибр, мм 7,92
Боеприпасы, патроны 600
Бронирование, мм 80–50

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — У штурмовых винтовок и гаубиц StuG 40, StuH 42 последних выпусков был второй пулемет, спаренный с пушкой

ausf F

Шаблон StuG III ausf.F
Индекс войск Sd.Kfz.142 / 1
Режиссер «Алкетт»
Боевая масса, кг 23200
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 165
— на земле 95
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 6 700*
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2 160
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 400
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TRM
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuK40
Калибр, мм 75
Длина ствола, кал, 43 год
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 750
— осколок 485
Боеприпасы, патроны. 44
Пулеметы, номер x тип*** 1 х MG-34
Калибр, мм 7,92
Боеприпасы, патроны 600 600
Бронирование, мм 80–50

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — У штурмовых винтовок и гаубиц StuG 40, StuH 42 последних выпусков был второй пулемет, спаренный с пушкой

Снаряжение для StuG III Ausf. G

Расходники закупаются по известной каждому танкеру схеме, где при небольших запасах серебра лучше брать
,
,
… Но мы все же рекомендуем делать ставку на надежность, и в данном случае на StuG III Ausf. G оборудование приобретается в модуле
,
,
… Также замените последний вариант на
вы можете, но делайте это с осторожностью.

Оборудование для StuG III Ausf. G

Независимо от того, насколько хорош танк в ваших руках, все равно есть функции, которые стоит улучшить. В нашем случае этих параметров вполне достаточно, поэтому для более комфортной игры на StuG III Ausf. Оборудование G на него лучше ставить следующее:
один.
— урон в минуту играет огромную роль в бою, у нас он хороший, но если его увеличивать, то только улучшится.
2.
— у этого истребителя танков огромные проблемы с обзорностью, и этот модуль — единственно возможный способ их решения.
3.
— наличие закрытой кабины позволяет получить прирост наиболее важных характеристик на 5%, что нельзя упускать.
Однако для желающих повысить живучесть и безопасность танка в бою последний абзац можно заменить на
… Конечно, таким образом вы жертвуете увеличением огневой мощи, обзора и удобства стрельбы, но вас будет сложнее заметить, и это факт.

Бронезащита

Испытания бронезащиты StuG III в СССР

В 1942 году на научном полигоне ГАБТУ КА были обстреляны трофейные немецкие танки. По результатам этой бомбардировки был составлен «Отчет об испытаниях немецких танков по обстрелу бронебойными и осколочными снарядами из танковых орудий». В ходе этого обстрела также был обстрелян немецкий танк «Арт-Штурм» (именно под этим названием и именно так выглядит «танк» StuG III в этом отчете).

Одна из первых модификаций StuG III, вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой, стала мишенью. Согласно отчету, броня борта обстрелянного образца составляла 30 мм под углом 0 °, а лобовая броня составляла 50 мм под углом 15 °. Были получены следующие результаты:

Бомбардировка из 45-мм орудия, установленного на танке Т-70

— Обстрел лобовой проекции: «.. 45 мм бронебойный снаряд из 50 мм лобовой брони не пробивает ни на каком расстоянии…»
— Бомбардировка боковой проекции: «.. 45 мм бронебойный снаряд с 30 мм боковой броней пробивает с дистанции 850 метров…»

Обстрел 76-мм пушки Ф-34, установленной на танке Т-34

— Бомбардировка лобовой проекцией: «… 76-мм бронебойный снаряд при выстреле из 76-мм / Ф-34 / обр. 1940 пробивает лобовую броню с дистанции 800-1000 м. На дальностях более 800 и 1000 м пробиваемость бронебойного снаряда не проверялась…»
— Бомбардировка боковой проекцией (осколочно-фугасным снарядом): «… 76-мм дальнобойная осколочно-фугасная стальная пуля при выстреле из 76-мм / Ф-34 / обр. 1940 г., установленный на танке Т-34, при поражении броневых листов немецкого танка «Арт-Штурм» толщиной 30 мм разрушает броневые листы, пробивает их с расстояния 1000 метров и экипаж и танковые части поражаются осколками пуль и частями брони…»

В целом замечено:

«… Броня корпуса немецкого танка« Арт-Штурм »вязкая, обладает хорошей пулестойкостью и не колет…»

Британские солдаты смотрят на дыры в лобовой броне немецкой самоходки StuG III ausf G

Британские солдаты рассматривают пробоины в лобовой броне немецкой самоходки StuG III ausf G. В эту самоходку (предположительно 907-й бригады штурмовых орудий — Stg. Brig. 907) попали два 75-мм снаряда из танка вооруженный M4 Sherman в районе Кассино (Cassino) на линии Гитлера 18 мая 1944 года. Мальчишки сокрушили ожесточенного противника, боеприпас разорвался на стволе 5 боевых колец уничтоженной техники возле самоходки. Броню крыши на сотни килограммов разорвали, слетели болты на лобовой броне и маска орудия. Оригинальный, идентичный, как точная копия дыры, почти в центре брони, со строго вертикальным минимальным рассредоточением. Вероятно, огонь велся с небольшого расстояния. С первого попадания в трансмиссию, если машина тронулась, сразу встала. Вторая пуля для закрепления результата.

Общая оценка уровня безопасности. Первые модификации (до 1942 г)

В отчете показано, что начиная с 1941-1942 гг. StuG III имел достаточный уровень безопасности в войне против СССР. Наиболее массовые 45-мм пушки, составившие основу противотанковой артиллерии СССР, состоявшие в значительном количестве на вооружении Красной Армии, а также адаптированные для установки на танки (в основном БТ, Т-26, Т -70 и др.) И бронетехники, и что Красная Армия также имела значительную численность и была практически бессильна против лобовой брони Арт-Штурма, сохраняя способность поражать бортовую броню с больших расстояний только в исключительно благоприятных условиях (в боковой под углом 90 ° — до 850 м).

Со временем доля артиллерийских систем, уверенно поражающих Арт-Штурм на дальностях не менее 1 км (и даже осколочно-фугасной гранаты на борту с дистанции 1 км) в Красной Армии росла, что вызвало модернизацию. -Штурм в плане повышения уровня брони.

Общая оценка уровня безопасности. Поздние изменения (вторая половина 1942-1945 гг)

После появления смены Ausf. F лобовая броня была увеличена до 80 мм, что вместе с углом брони обеспечило хорошую защиту. Теперь пушка F-34, установленная на танке Т-34, не могла пробить лобовую броню StuG III на больших и средних дистанциях, а Т-34 не мог вести ближний бой из-за повышенной вероятности поражения прежде, чем открыть огонь. То же самое и с танком M4 Sherman.

Все это свидетельствует о том, что самоходка была надежно защищена (в лобовой проекции) от легких и средних танков союзников.

Следует отметить, что важным преимуществом САУ во всех модификациях был низкий силуэт, что резко снижало вероятность ее поражения прямой наводкой с больших и средних дистанций и позволяло эффективно использовать различные типы укрытий.

Колонна финских штурмовых орудий StuG III Ausf. G дивизии

Колонна финских штурмовых орудий StuG III Ausf. G дивизии «Лагус» марширует в Карелии. Германия предоставила своим союзникам 59 таких GSP. За каждую из этих САУ финны заплатили 160 000 рейхсмарок, или 3,16 миллиона финских марок в пересчете. Вторая машина конвоя с номером Ps531-17 будет уничтожена 17 июля 1944 года в бою за деревню Вуосалми.

Модификации StuG III

StuG III 0-serie (s.Pak)

Ранняя версия GSP (1937 г.). На базе Pz III Ausf. Б, с небронированной стальной кабиной. Вооружен короткоствольной 75-мм пушкой Stuk 37 / L24 Kampfwagenkanone (ствол 24-го калибра) 5 единиц. Использовался в учебных целях до 1941 года.

StuG III Ausf. A

Первая серийная версия ГСП (январь 1940 г.). 50-мм лобовая броня, вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 Stuk 37 / L24 калибра. С января по май 1940 года компания Daimler-Benz произвела 30 автомобилей (№ 90001-90030). Впоследствии производство было передано компании Alkett, которая занималась этим до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной доставкой шасси в июне-июле 1940 года на шасси серийных танков Pz III Ausf было выпущено 20 серийных машин с номерами шасси 90401-90420. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла всего 30 мм, ее усилили дополнительным 20-миллиметровым листом для крепления на болтах. Несмотря на то, что эти машины часто упоминаются в литературе как Ausf. B, в архивных документах они именуются Ausf. А потому, что они по-прежнему оснащались 10-ступенчатой ​​коробкой передач Maybach SRG 328 145.

StuG III Ausf Уничтоженная советской артиллерией штурмовая пушка, район Киева, лето 1941 года.

StuG III Ausf Уничтоженная советской артиллерией штурмовая пушка, район Киева, лето 1941 года.

StuG III Ausf. B

(Июль 1940 г.). 50-мм лобовая броня, вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой Stuk 37 / L24. Основным отличием этой модификации от предыдущей стало введение более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звездочки и опорных катков, а также новой 6-ступенчатой ​​коробки передач ZF SSG 77 Aphon. С июля 1940 г по апрель 1941 г было выпущено 300 единиц в двух сериях (№ 90101-90350, 90501-90550).

Немецкие механики работают над двигателем самоходки StuG. III Ausf. B (производился Alkett в период с июня 1940 г по март 1941 г.) на Восточном фронте

Немецкие механики работают над двигателем самоходки StuG. III Ausf. B (выпускался заводом Alkett с июня 1940 по март 1941 года) на восточном фронте. У машины нет 4-го опорного катка. САУ оснащена типичным для Ausf ведущим колесом. Б.

StuG III Ausf. C

(Апрель 1941 г.). Конструкция кабины была упрощена. Для пистолета SflZF-1 был введен новый перископический прицел, что также потребовало изменения конструкции люка наводчика. В апреле-мае 1941 г выпущено 50 автомобилей (№90551-90600).

Высадка Красной Армии на трофейные самоходки StuG III Ausf. Из отдельной роты трофейных танков

Высадка Красной Армии на трофейные самоходки StuG III Ausf. Из отдельной роты трофейных танков. В роту входили трофейные Pz. Kpfw. III и САУ StuG III. САУ с собственным названием «Мститель» Западного фронта.

StuG III Ausf. D

(Май 1941 г.). Единственное отличие, установленное предыдущей модификацией, — это установка электрического звонка на правое ухо водителя, для подачи сигнала командиром, и впервые применена технология упрочнения лобовых частей брони. Три самоходки этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким Африканским корпусом с мая по сентябрь 1941 г выпущено 150 единиц (№ 90601-90750).

САУ StuG III Ausf. Дивизия Д СС «Мертвая голова», ликвидированная в СССР в 1941 году, на прицепе для перевозки

САУ StuG III Ausf. Дивизия Д СС «Мертвая голова», ликвидированная в СССР в 1941 году, на прицепе для перевозки. Взрыв на мине? Взрывом были разрушены три катка. Хотя вряд ли мина нанесет такой урон. Обычно он ломает гусеницу и повреждает опорный каток. А тут в самоходке угадывалась фугас или крупная пуля / авиационная бомба.

StuG III Ausf. E

(Сентябрь 1941 г.). Данная модификация разрабатывалась как командирская машина с улучшенным оборудованием связи, что требовало установки по обе стороны от рубки и увеличения боковых ниш для установки радиооборудования. Машина оборудована дополнительной радиостанцией и антенной. С сентября 1941 г по февраль 1942 г произведено 284 единицы (№90751-91034).

StuG III Ausf. F

(Март 1942 г.). Первая масштабная версия. Увеличены противотанковые возможности машины, лобовая броня новейших машин увеличена до 80 мм за счет приварки дополнительных 30-мм броневых листов. Первые 120 машин оснащались 75-мм длинноствольной пушкой Stuk 40 / L43 со стволом 43 калибра, более поздние — Stuk 40 / L48. На крыше рубки установлен вентилятор для уменьшения загазованности боевого отделения. С марта по сентябрь 1942 года было выпущено 342 машины, а с октября по ноябрь 24 шасси были переоборудованы в StuIG 33 B. (№ 91035-91400).

Советский солдат осматривает поврежденный немецкий StuG III Ausf.F. Разрыв в броне позволяет заглянуть внутрь самоходки.

Советский солдат осматривает поврежденный немецкий StuG III Ausf.F. Разрыв в броне позволяет заглянуть внутрь самоходки. Проход через крышу и выезд. Скорее всего, орудие прикрыла артиллерия. Мина взорвалась снаружи после пролета, после чего броня была прорезана осколком.

StuG III Ausf. F/8

(Сентябрь 1942 г.). Переднее бронирование 80 мм. Были прикручены дополнительные 30-мм бронеплиты. С сентября по декабрь 1942 г было установлено 75-мм длинноствольное орудие Stuk 40 / L48 с длиной ствола 48 калибров. Всего было выпущено 250 штук (№ 91401-91650). Цифра 8 в названии установки указала на толщину лобовой брони в сантиметрах.

StuG III Ausf. G

(Декабрь 1942 г.). Самое масштабное изменение. Дальнейшее повышение противотанковых возможностей за счет установки длинноствольной 75-мм пушки Stuk 40 / L48 с длиной ствола 48 калибров. Усиление броневой защиты обеспечивалось броневыми щитами, прикрывавшими шасси и борта машины. Пулемет с дистанционным управлением для борьбы с пехотой. Производство Alkett началось в декабре 1942 года. Первая серия из 2600 машин имела номера 91651-94250, вторая начиналась с 105001. Однако следует отметить, что параллельно производимые StuH 42 получили номера из этих серий. MIAG присоединилась к производству в феврале 1943 г. 95001, выпустив 2643 машины в апреле 1945 года. Кроме того, в 1943 году 162 шасси MAN Pz III Ausf M (№ 76127-76210, 77351-77408) были переоборудованы в StuG III Ausf. Всего с декабря 1942 по апрель 1945 года было выпущено 7824 машины.

Разбитая немецкая самоходка StuG III Ausf. G разрушен внутренним взрывом в городе Кинцвайлер

Разбитая немецкая самоходка StuG III Ausf. G разрушен внутренним взрывом в городе Кинцвайлер

Вооружение

Основным вооружением самоходки была танковая пушка 7,5 cm KwK 40.

Боезапас пушки — 44 выстрела, предпочтительное распределение: 12% K.Gr.rot Pz. (Пробивающий трассирующий снаряд), 65% Sprenggranaten (HE) и 23% Nebelgranaten (дым).

В начальный период Великой Отечественной войны короткоствольная пушка Stuk 37 L24 легко пробивала советские легкие и даже некоторые средние танки (Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28, Т-40 , Т-60, Т-70 и т.д.) в бортах — на дальности до 1500 м, в лобовых проекциях — не более 700 м. Пробитие могло происходить не только бронебойными снарядами, но и осколочно-фугасные (дальность не более 400 м, толщина брони 20 мм).

Солдаты вермахта на StuG III Ausf. B. Станок выпускался компанией Alkett в июне 1940 - марте 1941 гг.

Солдаты вермахта на StuG III Ausf. B. Станок выпускался компанией Alkett в июне 1940 — марте 1941 гг.

Обучение экипажа

Конечно, пренебрегать прокачкой экипажа ни в коем случае нельзя. Этому аспекту всегда нужно уделять самое пристальное внимание, четко расставляя приоритеты. Однако в случае с нашим истребителем танков выбор будет достаточно очевиден, а именно в пользу StuG III Ausf. Распределите преимущества G в следующем порядке:
• Командир –
,
,
,
.
• Пулеметчик –
,
,
,
.
• Механический драйвер –
,
,
,
.
• Зарядное устройство (радист) –
,
,
,
.

Преимущества и недостатки

Поскольку на общие характеристики танка и его вооружение мы уже уделили достаточно внимания, пора подвести первые и основные итоги. Но имейте в виду, что подчеркивая сильные и слабые стороны StuG III Ausf. G WoT предположим, что на борту имеется ровно одно стабильное 75-мм орудие.
Профессионалы:
• Низкий силуэт и хороший камуфляж;
• Отличная маневренность и динамика;
• достойный КПК;
• Достаточно хорошие параметры пенетрации;
• Хорошая точность;
• Комфортные УГН и УВН.
Недостатки:
• Однако армирование слабое (особенно по бокам и крыше);
• Небольшой запас прочности;
• Уменьшенное поле зрения;
• Малые боеприпасы;
• Возможные проблемы с двигателем при поломке NLD.

ausf G

Шаблон StuG 40 ausf.G
Индекс войск Sd.Kfz.142 / 1
Режиссер «Алкетт», «МЛАГ»
Боевая масса, кг 23 900
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 155
— на земле 95
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 6 700*
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2 160
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 400
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TRM
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuK40
Калибр, мм 75
Длина ствола, кал, 48
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 750
— осколок 485
Боеприпасы, патроны. 54
Пулеметы, номер x тип*** 1 х MG-34
Калибр, мм 7,92
Боеприпасы, патроны 600
Бронирование, мм 80–50

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — У штурмовых винтовок и гаубиц StuG 40, StuH 42 последних выпусков был второй пулемет, спаренный с пушкой

Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G

— Компоновка: моторный отсек сзади, трансмиссия спереди, боевая и органы управления в центре.
— Годы разработки: 1937
— Годы выпуска: 1940-1945
— Годы деятельности: 1940-1950.
— Количество выпущенных штук: 10500 автомобилей

— Экипаж: 4 человека

Вес StuG III Ausf G

— Боевая масса, т: 23,4 т

Размеры StuG III Ausf G

— Длина корпуса, мм: 6770 мм
— Длина с пистолетом вперед, мм: 6770 мм
— Ширина, мм: 2950 мм
— Высота, мм: 2160 мм
— Клиренс, мм: 385 мм

Бронирование StuG III Ausf G

— Тип брони: стальная катаная и литая.
— корпус передний (верх), мм / град .: 25 + 30/85°
— Корпус перед (по центру), мм / град .: 50 + 30 / 21—52°
— Корпус перед (низ), мм / град .: 30/75°
— Корпус, мм / град .: 30/0°
— корпус блока питания (верх), мм / град .: 30/30°
— подача корпуса (центр), мм / град: 30/10°
— корпус блока питания (нижний), мм / град .: 30/65°
— Низ, мм: 19 мм
— крыша кузова, мм: 16 / 78-87°
— передний распил, мм / град .: 50 + 30/9°
— Маска пушки, мм / град .: 50 + 30/5°
— Доска разделочная, мм / град .: 30/0 ° + 8/30°
— Ход валки, мм / град .: 30/30°
— Крыша кабины, мм / град 10/78 — 90°

Оборудование StuG III Ausf G

— Калибр и марка пистолета: Stuk 40 L / 48 калибр 75 мм
— Тип оружия: нарезное
— Длина ствола, калибров: 48
— Боекомплект пистолета: 54 патрона
— Углы ВН, град .: -10… + 20°
— Углы GN, град .: ± 12°
— Прицелы: перископические прицелы SfI ZF 1a и RbIF 36
— Пулеметы: 1 пулемет MG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель StuG III Ausf G

— тип двигателя: 12-цилиндровый V-карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л с .: 300 л.с

StuG III Ausf G скорость

— Скорость по шоссе, км / ч: 38 км / ч
— Скорость по пересеченной местности, км / ч: 38 км / ч

— Автомобильная навигация, км: 155 км
— Круиз по пересеченной местности, км: 155 км

— Удельная мощность, л с. / Т .: 12,8
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидроамортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг / см²: 0,94

— Преодоление подъема, город: 30°
— Пересечение стены, м: 0,6 м
— Проходимая канава, м: 2,3 м
— Преодолеваемый брод, м: 0,8 м

Орудие

Были учтены общие характеристики танка и теперь стоит остановиться на вооружении, тем более что у нас есть условно два совершенно разных орудия на выбор: стандартное и фугасное.

Стандартный StuG III Ausf. Пистолет G имеет калибр 75 мм. Он отличается низким уровнем альфа-выстрела, но в то же время имеет отличную скорострельность, благодаря которой мы можем производить до 1800 единиц чистого уровня в минуту.
Если говорить о бронепробиваемости, то StuG III Ausf. G WoT хорош, но далек от рекорда. То есть мы можем уверенно сражаться с техникой 5-6 уровней, но в боях с семью нужно иметь при себе золото. Также учтите, что боекомплект в нашем распоряжении небольшой, поэтому стрелять нужно обязательно.
С точностью StuG III Ausf. Все отлично. В бою вы найдете отличный компактный разброс, очень быстрое прицеливание, но стабилизация, как и положено САУ, у нас слабая. Кстати, немка получила удобное УГН, всего 30 градусов, и отрицательного угла вертикального склонения пушки в 7 градусов часто бывает достаточно.

Второй предложенный разработчиками пистолет имеет калибр 105 мм, это фугас, такой же, что был на предыдущем автомате под названием Hetzer. Очевидно, с ней StuG III Ausf. G World of Tanks получает отличный альфа-хит, но на пятом уровне его будет крайне сложно выдержать из-за плохого проникновения.
Кроме того, с этой удочкой немецкий StuG III Ausf. G, получается низкая точность, выражающаяся в очень широкой диффузии, долгой сходимости и такой же слабой стабилизации. Можно было бы поиграть и повеселиться, если бы у нас была башня, но поворачивать корпус, затем ждать информации и, наконец, не пробивать ее — сомнительное удовольствие.

StuH 42

Шаблон StuG 42
Индекс войск Sd.Kfz.142 / 2
Режиссер «Алкетт»
Боевая масса, кг 23 900
Экипаж, чел 4
Скорость, км / ч
— на шоссе 40
— по проселочной дороге 24
Автономность, км
— на шоссе 155
— на земле 95
Емкость топливного бака, л 320
Длина, мм 6 300
Ширина, мм 2950
Высота, мм 2 160
Игра, мм 385
Ширина колеи, мм 400
Двигатель остановлен «Майбах»
Один тип HL120TRM
Мощность, л.с. 300
Оружие, вроде StuG 42
Калибр, мм 105
Длина ствола, кал, 28 год
Скорость пули стартовая, м / с
— перфорация 470
— осколок 400
Боеприпасы, патроны. 36
Пулеметы, номер x тип*** 1 х MG-34
Калибр, мм 7,92
Боеприпасы, патроны 600
Бронирование, мм 80–50

* — Длина САУ со стволом 48-го калибра
** — Некоторое количество StuG III ausf. И получил пушку StuK lang со стволом 40 калибра
*** — Штурмовые винтовки и гаубицы StuG 40, более поздние версии StuG 42 имели второй пулемет, спаренный с пушкой.

Оцените статью
Блог про коллекции DeAgostini