Французский танк B1 bis: характеристики и описание

Тактико-технические характеристики

Бороться с весом 31,5 т
Габаритные размеры:
длина 6520 мм
длина 2500 мм
высота 2790 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 1 пушка 75 мм 1 пушка 47 мм 2 пулемета 7,5 мм
Боеприпасы
Бронирование:
передняя часть корпуса 60 мм
перед башней 56 мм
Тип двигателя карбюратор рено
Максимальная мощность 300 л.с
Максимальная скорость 28 километров в час
Запас хода 150 км

танк B1

Широкий круг подрядчиков

Первый заказ на модернизированный Char B1 был получен 8 октября 1936 года. По контракту № 1891 D / P (по которому завод FCM «перепечатал» последние пять Char B1) строительство 35 танков с номерами 201-235. Количество заказанных танков неслучайно — именно столько машин должно было быть в танковом полку для личного состава.

Начало производства B1 bis совпало с важными организационными изменениями. Часть танкового производства Renault в Исси-ле-Мулино национализирована. Впоследствии производство расположенного здесь завода Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX) было перенесено в Сатори. Однако в то же время производственные предприятия, задействованные в программе Char B, остались у Renault.

Производство танков APX в Рюэй-Мальмезон также было национализировано и преобразовано в ARL. Этот подвиг сыграл очень важную роль в строительстве французских танков, так как именно там были изготовлены башни для ряда танков. Здесь осталось конструкторское бюро, занимающееся дальнейшей модернизацией Char B.

Наследие генерала Этьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis

Сборка Char B1 bis

Как и в случае с Char B1, Renault не получила весь заказ на Char B1a. Большая часть танков, конечно, по-прежнему производилась на его заводах, но две машины выпускал завод FCM. Этот подвиг просто не удавалось освоить в большем объеме, так как в то время велась работа по освоению серийного производства легкого танка FCM 36.

Первый Char B1 bis с заводским номером 201 и собственным названием France покинул сборочный цех в апреле 1937 года. Производство всей партии длилось почти год: последняя машина с номером контракта. 2 марта 1938 года поставлен 1891 Д / П. Танк под номером 235 получил название Toulon. Все танки, построенные по этому контракту, попали в 510-й танковый полк, базирующийся в Нанси. Свое название автомобили получили в честь французских городов, провинций и заморских владений.

Наследие генерала Этьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis

Танк 264 Simoin во время испытаний на препятствиях, 1939 г

1 мая 1937 г последовал второй заказ под номером 61980 D / P. Как и в прошлый раз, было предусмотрено производство 35 танков, но на этот раз список поставщиков расширился. FAMH и Schneider вернулись к программе Char B — компании, которые, согласно первоначальному плану Эстьена, должны были произвести именно Char B. Renault получил 16 танков, FCM произвел 9 и небольшие партии по 5 были переданы FAMH и Schneider.

27 апреля 1938 года по новому контракту был сдан первый танк, получивший номер 236 и собственное имя Glorieux. Последняя машина под номером 270 и собственным названием Elephant (позже переименованная в Typhoon) покинула сборочный цех 26 марта 1939 года. Все машины этой серии поступили на вооружение 508-го танкового полка и получили название от кораблей этого танкового полка. Французский флот.

Наследие генерала Этьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis

Танк 343 Pommard был построен в начале 1940 года на заводе AMX. Воевал в 49-м танковом батальоне

Между тем усложняющаяся политическая ситуация в Европе заставила пехотное командование двинуться с места. 1 февраля 1938 года был оформлен третий контракт под номером 71780 Д / П. Количество танков в нем увеличилось до 70, то есть ими планировалось оборудовать одновременно два полка танков.

Однако заключение договора и его реализация — это, как известно, два основных отличия. Даже по оптимистичным прогнозам производство партии, необходимой для оснащения танкового полка, должно было занять более полугода.

Конечно, распределение заказа между четырьмя производителями несколько ускорило процесс, но не более того. Сам FCM был загружен работой над FCM 36. И в отличие от Char B1 bis, который имел клепаную конструкцию, корпус и башни для FCM 36 были сварными. В конце концов, весной 1939 года французское пехотное командование было вынуждено отменить заказ на 200 FCM 36, чтобы рота могла сосредоточиться на Char B1 bis. И это было правильное решение: при всех недостатках «танк» был гораздо более полезной боевой единицей.

Но даже такие крайние меры не привели к резкому ускорению производства Char B1 bis. Если первый танк с заводским номером 271 и собственным именем Alger был поставлен 9 января 1939 года, еще до завершения предыдущего контракта No. 61980 D / P, последний танк был доставлен 10 октября, через месяц после начала Второй мировой войны. Более того, Шнайдер, заваленная приказами, была вынуждена отказаться от части своей доли. Вместо десяти танков построили всего шесть; Renault и FAMH завершили работу над двумя пропавшими без вести автомобилями.

В итоге Renault построила 32 B1 bis третьей серии, FAMH — 14, FCM — 18 и Schneider — 6. Из этих 70 танков 45 были поставлены к 21 августа 1939 года, и еще меньше было доставлено в войска. Танки из первой половины контракта попали в 512-й танковый полк, где получили собственное название в честь французских колоний.

В конце августа 1939 года танковые полки французской армии начали реорганизовывать. Char B1 были развернуты в танковых батальонах (Bataillon de Chars de Combat, BCC). 512-й танковый полк (ПКР) был реорганизован в 28-й БКК, 508-й ПКК стал 8-м БКК, 510-й ПКК стал 15-м БКК.

Что касается остальных танков, выпускаемых по контракту № 71780 Д / П, судьба их сложилась несколько иначе. Танк 306 («Сенна») и последующие попали в 37-й БКК, в который была реорганизована 511-я ПКР. Аккуратно изношенные B1 Chars этого агрегата были отправлены на ремонт и модернизацию, и их место занял B1a. Однако не все машины из второй половины контракта достались 37-му БЦК. Например, танк 340 с собственным названием Somme попал в 41-й ВСС. Машины второй половины контракта были названы в части французских рек.

Наследие генерала Этьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis

Производство Char B1 bis на AMX, весна 1940 года. Завод должен был производить одновременно несколько моделей боевых машин

В ноябре 1939 года круг подрядчиков снова расширился. Затем началось выполнение контракта CA 71780 D / P от 28 сентября 1938 года, по которому планировалось производство 35 танков. На заводах Schneider, на которых предполагалось построить 6 Char B1 bis этой серии, в ноябре был произведен всего один танк, а всего по этому контракту здесь было произведено три машины. Часть заказа должна была быть передана Renault, где вместо четырех танков построили семь, и это произошло еще в ноябре. За оставшиеся два месяца 1939 года FCM поставила четыре танка, а FAMH шесть, выполнив свою часть контракта. Остальные танки были построены на заводе AMX, который преобладал в производстве Char B1 bis в ноябре 1939 года. В ноябре завод Сатори поставил три танка, в декабре — пять и январь — оставшиеся семь, а также первый танк с номер контракта. 88 184 Д / П от 21 марта 1939 г.

Практически все танки четвертой серии пошли в формирование 41-го ВСС. Автомобили с номерами 341-345 названы в честь французских рек, остальные (346-375) названы в честь французских вин.

Новый производитель, AMX, оказался основным поставщиком B1 bis со следующим, пятым контрактом. Последний из 12 заказанных танков был доставлен этой компанией в начале марта 1940 года. Шнайдер снова потерпел неудачу, построив три танка вместо шести и поставив их в феврале 1940 года. Renault снова пришлось взять на себя вину и принять долю конкурентов который, однако, смог завершить поставки в январе. В то же время FCM выполнила свои обязательства по контракту № 88 184 D / P, по которому было поставлено пять танков, а FAMH произвел последний из шести Char B1 bis в начале февраля 1940 года. Танки 376-387 отправились в 49 BCC, остальное было распределено по другим подразделениям. Все эти машины получили свое название от сражений Первой мировой войны.

Последующего контракта нет. 98105 D / P от 10 июля 1939 г распределялся следующим образом: Renault получил девять, Schneider три, FAMH шесть, FCM пять и AMX 12. В целом он был завершен в марте — апреле. Танки имели номера 411-445 и носили имена французских командиров.

Наследие генерала Этьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis

Танк с номером 433 и собственным именем Massena входил в состав 348 CACC

Только в апреле 1940 года исполнение контракта № 98208 D / P, первый заключен после начала Второй мировой войны — 26 сентября 1939 года. У Renault на этот раз было 18 машин, Scheider произвел 6, FAMH и FCM — 14, а AMX — 18. Из этого контракта переуступка их Собственные названия танки утратили стройность, так как теперь они не так много уходили на формирование новых частей для восполнения понесенных потерь.

Большинство из них получили имена французских командиров, но были и машины, названные в честь сражений или повторявшие названия ранее выпущенных танков. Так практиковалось в 37 г до н.э., когда было 449 танков Belfort II, 452 Verdun II, 453 Bretagne II.

Оцените статью
Блог про коллекции DeAgostini